Вы сейчас просматриваете Этапы развития детской речи

В грудном возрасте созревают физиологические и психологические предпосылки для говорения. На втором году малютка выучивается человеческой речи, но еще без склонений и спряжений, предлогов и союзов. Грамматически развитая устная речь развивается на третьем году, но и трехлетний ребенок делает много ошибок как морфологических, так и в словообразовании.

развитие речи у ребенка

Можно принять, что весь младший дошкольный возраст – возраст развития грамматически правильной устной речи. Старший дошкольный возраст можно назвать возрастом социально-стандартизированной речи; в этом возрасте ребенок выучивается говорить понятно для посторонних, вежливо в том смысле, как это принято в его социальной среде, и т. п. Школьный возраст есть возраст овладения письменной речью. Это не значит, конечно, что устная речь его грамматически и социально достигла совершенства: ее еще во многом приходится довоспитывать и в отношении литературной правильности, и в отношении культурности речи. Но на первом плане все же фигурирует овладение письменной речью. Для школьника специфично, что он пишет и читает.

Из двух процессов – чтения и письма – обучение письму в гораздо меньшей степени зависит от умственного развития: после ручного труда и рисования чистописание, каллиграфия – наиболее доступный предмет для умственноотсталых детей. Препятствие к овладению писанием школьник встречает не со стороны мозга, а со стороны руки.

Самое раннее препятствие – преобладание у маленького школьника крупной мускулатуры над мелкой. Последствие этого он пишет сначала очень крупными буквами. Давать ему тетрадь со слишком узкими линейками – значит чрезмерно утомлять его еще плохо развитую мелкую мускулатуру: отсюда усталость, нелюбовь к письму, частые отрывы руки при письме, слишком медленный почерк. В школьной практике первоклассник обыкновенно начинает с букв высотой в 1 см, а во II и III классах пишет уже полусантиметровыми буквами. Занятие лепкой и рисованием содействует развитию мелкой мускулатуры кисти.

Мускулы-сгибатели, как правило, развиваются раньше мускулов-разгибателей. Когда мы пишем, как всегда, слева направо, рука стремится к разгибанию. Некоторые дети начинают с писания справа налево. В таких случаях полезно упражнять ребенка в передвижении руки (без ручки, а потом с ручкой) по тетради слева направо.

Некоторые дети на самых первых порах пишут зеркальным письмом. Особенно часто так пишут левши, только что начавшие писать правой рукой. Так пишем и мы, если нас заставляют писать в непривычных условиях, например, с закрытыми глазами писать на бумажке на лбу. Это указывает, что для данного ребенка писание – еще очень непривычный процесс. В таких случаях надо: 1) давать ребенку только списывать с образца, а не писать самостоятельно; 2) при списывании – списывать медленно, контролируя зрением каждую написанную букву.

У ребенка не гибки кончики пальцев. Особенно плохо развит у него большой палец. Поэтому ребенок своеобразно держит ручку: большой палец плохо противополагается, указательный нажимает на ручку весь, а не только кончиком, средний палец установлен неправильно. Получается угловатый почерк. Лепка деталей, рисование карандашом, плетенье, шитье и т. п. хорошо помогают развитию кончиков пальцев. Кроме того не надо начинающим детям давать писать буквы со сложными закруглениями и завитушками. В силу особенностей детской мускулатуры, когда ребенок пишет, тыльная часть руки обращена вправо, и рука лежит машинной частью на тетради, а ручка держится прямо или скошена влево. Отсюда неверный наклон букв, загрязнение тетради рукой и более быстрое утомление руки. Выход из положения: или создание особого детского пера, или упражнение мускулов, поворачивающих руку влево. Из существующих перьев для детей годятся более тупые. Точно так же необходима подходящая для детской руки ручка. Пока нет научно разработанной детской ручки, приходится руководиться тем, какой ручкой любит ребенок писать.

Обыкновенно в тетради первые строки лучше средних, а средние – лучше последних. Если тетрадь широкая, то строка к концу линейки начинает скашиваться. Такай тетрадь обязательно должна быть с полями.

Дети любят планировать свои тетради и украшать их. Грязной, плохой тетрадью дети обыкновенно тяготятся и стремятся поскорее освободиться от нее. Чрезвычайно важно с самого начала приучить детей к бережному обращению с тетрадью. Очень помогает контроль учителя за детскими тетрадями и общественный просмотр их детьми же, по возможности более частый. У детей нажим в среднем сильнее, чем у взрослых.

В общем, резюмировать недостатки почерка начинающего писать школьника можно так:

1) величина букв очень крупная;

2) наклон скорее прямой, неравномерный;

3) нажим – сильный, неравномерный;

4) строки не дописываются;

5) расстояния между буквами и словами неравномерные;

6) форма букв не всегда правильная;

7) страница с помарками, иногда с недописанными строками.

При анализе детского почерка очень важно точно указывать, в чем недостатки его. Девочки в среднем пишут несколько лучше мальчиков.

Скорость письма растет во все годы начальной школы, но особенно на первом году. В общем, скорость письма в IV классе можно признать обычной, если она равна 60 буквам в минуту при «письме на память». Такую скорость можно признать достаточной в быту. Мальчики, по некоторым данным, пишут несколько быстрее девочек. Из букв самые легкие для детей – не выходящие за строчку (а из них – овальные), а самые трудные – выходящие за строчку вниз.