Вы сейчас просматриваете Ход развития ребенка в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте ребенок растет все более и более медленным темпом сравнительно с предыдущими возрастами: так, за все 5 лет (с 2 до 7 лет) вес увеличивается всего на 2/3 веса двухлетки, а высота – меньше чем на половину.

развитие детей дошкольного возраста

Мальчики, как и раньше, тяжелей и выше девочек. Большое значение имеют, конечно, социальные условия: у детей бедных родителей в дошкольном возрасте они вызывают задержку в росте.

Удлинение пропорций, в частности удлинение ног, характеризует морфологическую эволюцию дошкольника, который в течение дошкольного детства превращается из очень коротконогого существа в умеренно коротконогое. Энергетическая же эволюция дошкольника отличается ростом подвижности и мощности. Энергетический баланс ребенка в значительной степени характеризуется количеством потребляемых им калорий. Это количество прямо пропорционально упитанности, которая в свою очередь при прочих равных условиях характеризуется отношением веса к высоте тела. Если выразить это отношение трехзначным числом и умножить его на 9, то получится общее количество всех нужных ему калорий. Рост физических сил – существенный факт в развитии ребенка. В начале дошкольного детства ребенок уже имеет физические силы участвовать в «комнатной» жизни окружающих его людей, а в конце его он уже в силах принимать более или менее полное участие в бытовой (не производственной) жизни своей среды.

Расширяющийся благодаря росту физических и психических сил ребенка круг его общений, обогащая его социальный опыт, в то же время представляет и опасности заразы. В патологическом отношении – это возраст заразных болезней, и, например, такие тяжелые инфекционные болезни, как скарлатина или дифтерия, сравнительно больше всего имеют шансы быть полученными в эти годы. Точно так же и туберкулез в этом возрасте далеко не редкость. В результате, если рахит в этом возрасте уже стихает, то, наоборот, лимфатизм – распространенное явление. Так как лимфатическая система является излюбленным местом проникновения бацилл, то понятно, почему организм реагирует на заражение лимфатизмом: лимфатический ребенок – зараженный ребенок, борющийся гиперплазией лимфатических желез против инфекции. Как патология младенца отражает неудачи приспособления его к воздуху и пище, так патология дошкольника отражает трудности приспособления его к широкому общению с людьми в нездоровой заразной среде. Чем негигиеничней эта среда, что в значительной степени зависит от ее бедности и некультурности, тем, конечно, она опаснее для здоровья ребенка.

Среда во всех отношениях, и положительных и отрицательных, играет в этом возрасте огромную роль в развитии ребенка. Подражательность, правда, меньшая, чем у малютки, все же является одной из характерных черт дошкольника, особенно младшего. Но подражательность дошкольника еще меньше, чем подражательность малютки, может быть рассматриваема как чисто биологическое явление, как простой рефлекс. Подражательность дошкольника все больше выступает как сотрудничество с окружающими людьми на основе простой кооперации, т. е. делание того же, что делают и другие, причем с возрастом такое простое сотрудничество начинает все больше переходить в сложное.

Подражательность проявляется не только в действиях и речи, но и в воззрениях: ребенок так же усваивает взгляды окружающих, как их манеры и их речь. Он становится до такой степени копией своей среды, что, наблюдая его, можно в ряде случаев отчасти составить представление о его среде, даже не видя ее. В старой педагогике любили в этом случае говорить об «обезьянничании» ребенка. Но сравнение подражательности дошкольника с подражательностью обезьяны не отличается точностью: обезьяна внешне подражает движениям человека; ребенок же начинает чувствовать и думать как окружающие, проникается их интересами, симпатиями и антипатиями. Ребенок становится в полном смысле слова ребенком данной общественной среды.

Но в качестве члена этой среды он еще не только физически слабосилен, но и психически примитивен. Эта примитивность в характере проявляется несдерживаемой рассудком эмоциональностью, а в интеллекте – фантазией. По сравнению со школьником дошкольник несравненно более эмоционально несдержан: его эмоциональность еще слабо затормаживается рассудком. Правда, эмоциональность малютки еще менее сдержана, но зато она гораздо более элементарна, бедней и проще.

В интеллектуальной области дошкольника характеризует его неумеренная фантазия. Термин «фантазия» имеет несколько значений. В одном из них «фантазия» – синоним воображения, т. е. мышления в образах, в противоположность словесному или абстрактно-логическому мышлению. В другом значении термин «фантазия» значит выдумка, создание таких концептов, которым как таковым нет ничего адекватного в объективной действительности. И в том и в другом значении фантазия типична для дошкольника.

Дошкольник, по всей вероятности, мыслит наглядно, образами и потому в высшей степени конкретно. Откуда это известно? Ведь мысли дошкольника недоступны нашему непосредственному наблюдению, а сам дошкольник, конечно, неспособен к психологическому самонаблюдению и отчету в этом своем самонаблюдении. Предположение о наглядном, образном мышлении дошкольника основано на следующих фактах:

1) психологические опыты с детьми школьного возраста обнаруживают, что у этих детей представления очень наглядны, иногда до такой степени, что трудно провести разницу между представлением и восприятием; по аналогии можно заключить, что представления дошкольников должны быть еще более наглядными;

2) наши первые воспоминания раннего детства обычно бывают в виде картин, образов, и можно предположить, что эти образы – как бы сохранившиеся остатки дошкольных представлений;

3) из высказываний дошкольников легко заметить, насколько слаба их способность к абстрактно-логическим рассуждениям, как плохо умеют они мыслить вообще, мысля обычно вместо этого определенный конкретный предмет (не человек вообще, а определенный человек, не машина вообще, а данная машина и т. д.).

Предположение о наглядном мышлении дошкольника хорошо согласуется с так называемым фантазированием дошкольников, которое так часто можно наблюдать во время их игр, когда ребенок представляет стулья вагонами, песок едой, играет с воображаемыми детьми и т. п. Такое его поведение возможно, если он обладает чрезвычайно наглядными представлениями, так называемыми наглядными образами. Наглядными образами в психологии называются такие образы, которые по своей наглядности занимают как бы промежуточное положение между восприятиями и теми представлениями, которые обычно бывают у взрослых, когда они пробуют мысленно представить что-либо увиденное. Людей, у которых преобладают наглядные образы, называют в психологии эйдетиками. В этом смысле можно говорить об эйдетизме дошкольников.

Но дошкольника называют фантазером не только за живость и наглядность его образного мышления, благодаря которому представляемые образы иногда смешиваются с воспринимаемыми предметами. Фантазерство дошкольника видят также в той легкости, с которой он дает всевозможные фантастические объяснения, создает всевозможные фантастические ситуации и очень доверчиво относится, когда другие рассказывают ему всякие сказки и небылицы. Такая доверчивость к слышимой фантастике и собственное творчество фантастики дошкольником объясняется его малым жизненным опытом. У него нет еще настолько знаний, чтобы он мог критически относиться к тому, что ему рассказывают, и противопоставить небылицам доказывающие их фантастичность реальные факты. Имея еще чрезвычайно малый опыт, чрезвычайно малые знания, он не сдерживается ими в своих фантастических предположениях, к которым даже не может отнестись критически, как лишь к предположениям, и потому утверждает их категорически.

Подражательность, эмоциональность, еще слабо сдерживаемая рассудком, эйдетические представления, бедность опыта и знаний и потому некритическое отношение к фантастике, неспособность к отвлеченно-логическим рассуждениям – таковы психологические особенности дошкольников. По сравнению со взрослым, психология дошкольника стоит, конечно, на более низкой ступени развития. Это давало и дает повод некоторой части педагогов видеть в психологии дошкольника только ее неразвитость и истолковывать последнюю исключительно как недостаток, подлежащий возможно скорейшей ликвидации. Результатом такого взгляда на дошкольника является отрицательное отношение к его возрастным особенностям как только к недостаткам, и стремление воспитывать дошкольника как более взрослое существо.

Такой взгляд на возрастные особенности дошкольника как только на недостатки неверен. Подражательность в этом возрасте является тем качеством дошкольника, благодаря которому он приобретает много умений и при помощи которого устанавливает свое участие в деятельности окружающей его общественной среды и уподобляется ей. На основе приобретенных благодаря подражанию разнообразных умений и разнообразного опыта развивается впоследствии оригинальное творчество. Последнее невозможно без предшествующей подражательности.

Точно так же высшие отделы мозга (кора больших полушарий, в частности лобный мозг и т. д.), с которыми преимущественно связана высшая интеллектуальная деятельность человека, развиваются на базе более низших отделов его, с которыми преимущественно связано эмоционально-инстинктивное поведение.

Точно так же абстрактно-логическое мышление может правильно функционировать только на основе богатого конкретного опыта. Без последнего абстракции или несовершенны, или вообще невозможны: абстракции получаются в результате оперирования конкретными представлениями. Именно богатство конкретных наглядных образов дошкольников является основой последующего развития абстрактного мышления.