Вы сейчас просматриваете Особенности развития ребенка второго полугодия грудного возраста

Прежде всего, для младенца типично недоразвитие половых желез. Этим, конечно, объясняется то, что вторичные половые различия у младенца выражены слабо: общеизвестно, как трудно неспециалисту определить пол одетого грудного ребенка. Из клинических данных и из экспериментов известно, что гипофункция половых желез вызывает снижение гемоглобина в крови, лимфоцитов, низкое кровяное давление, мышечную слабость. Точно так же у грудного ребенка наблюдается низкое кровяное давление, недостаток гемоглобина, лимфоцитов, мышечная слабость, полнота и особый голос.

2 полугодие до 1 года

Второй бросающийся в глаза факт – недоразвитие мозгового придатка (гипофиза). Мозговой придаток ускоряет и увеличивает рост. Коротконогость младенца общеизвестна. Но если в грудном возрасте половые железы и мозговой придаток недоразвиты, то зобная железа (thymus), наоборот, как раз в этом возрасте максимально функционирует, а в последующие, наоборот, атрофируется. Несомненно, что thymus влияет на известковый обмен и способствует росту и укреплению костей. С другой стороны, thymus – место усиленного образования лимфоцитов. Как раз младенческий возраст характеризуется максимальным преобладанием лимфоцитов и интенсивным окостенением скелета.

Гиперплазию зобной железы обыкновенно находят при status thymico-lymphaticus (тимико-лимфатическое состояние). Этот статус наблюдается при так называемом экссудативном диатезе (предрасположение к выпотам), которым нередко страдают младенцы второго полугодия (а также вообще дети, примерно, до двух лет, за исключением младенцев первых месяцев). Три основных признака экссудативного диатеза:

1) выпоты (язык в виде географической карты, «молочная кора» на щеках и короста на темени; экземы, выпоты в слизистой оболочке дыхательных путей и отсюда насморки, хрипы при дыхании, бронхиты и т. д.);

2) аномалии в усвоении жиров и вообще непереносимость излишней пищи;

3) лимфатизм.

Наоборот, недоразвитие зобной железы находят при рахите. Рахит, развивающийся на почве бедности организма кальцием и нередко проявляющийся у младенца второго полугодия и позднее, сопровождается общей задержкой развития: задерживается прорезывание зубов, ребенок позже начинает ходить и говорить. С рахитом часто сочетается спазмофилия, характеризуемая своеобразной возбудимостью периферических нервов и склонностью к судорогам (особенно типично закрытие голосовой щели: ребенок, как выражаются, «закатывается»). Спазмофилия связывается с бедностью организма известью.

У младенца второго полугодия постнатальной жизни (вообще, примерно, до двух лет, исключая первые месяцы жизни) нередко наблюдаются status thymico-lymphaticus, рахит, а иногда и спазмофилия. Эти явления, связанные, по мнению огромного большинства ученых, с патологической внутренней секрецией желез, должны быть рассматриваемы как патологические конституциональные явления. Они характеризуются глубокими изменениями всего детского организма (вплоть до нервной системы) и сильно отражаются на развитии ребенка как в настоящем, так и в последующих возрастах. В частности, при рахите и спазмофилии развитие задерживается.

Во втором полугодии грудного детства хорошим показателем хода развития младенца является прорезывание зубов – резцов, начинающееся, примерно, в 6 месяцев и заканчивающееся в год, когда у младенца должны иметься уже все резцы. Ребенок уже в это время питается не исключительно грудным молоком, но смешанной пищей (так называемое прикармливание). Переход к смешанному кормлению вызывает повышение кривой заболеваемости желудочно-кишечными болезнями и смертности (примерно в 6-9 месяцев).

К началу второго полугодия neostriatum; миелинизируется.

Уже девятимесячный ребенок настолько подвижен, что его иногда трудно держать на руках. Для ребенка второго полугодия характерно стремление «тянуться» к различным вещам, иногда очень отдаленным. Несколько позже из движений тянущейся руки развивается указывающий жест.

Хорошо понимая связь между своим криком и поступками взрослых, ребенок легко может стать «маленьким деспотом», управляя родителями своим криком. В этом возрасте уже вполне очевидна необходимость воспитания более широкого, чем только физическое воспитание, и притом рационально поставленного. Воспитывать в этом возрасте в большой степени значит приучать. Необходимость воспитания в этом возрасте тем необходимей, что у ребенка все больше и больше развивается подражательность, благодаря которой он перенимает из среды все, что может. Таким образом, воспитывающее влияние среды в этом возрасте огромно: психологическое общение ребенка с окружающей человеческой средой уже большое, хотя и элементарное.

Уже к 6-7 месяцам ребенок узнает свое имя, а в 7-8 месяцев узнает имена близких. К концу же года он уже понимает ряд общеупотребительных слов и начинает говорить, причем сначала в его речи преобладает многократное повторение (итерация) какого-либо слова (тя-тя-тя, па-па-па и т. п.), а к концу года заметно выступает звукоподражание. К концу года звуки ребенка – итерации преимущественно щелкающих, губных и зубных звуков, с заметным гортанным произношением, и благодаря вокальности произношения скорее нечто среднее между речью и пением. Эти звуки – с богатой интонацией и потому эмоционально выразительны. Но настоящих человеческих слов еще почти нет (только мама, баба, папа, дядя и т. п.). Годовалый ребенок, – ходящий на двух ногах, но еще не владеющий людской речью человек.