Вы сейчас просматриваете Особенности развития ребенка второй четверти грудного возраста

Во вторую четверть грудного детства neostriatum еще не миелинизирован, но он миелинизируется ко второму полугодию, т. е. как раз в это время. Соответственно этому ребенок еще не ходит, не стоит и не сидит; он – еще «лежащее существо», но автоматические массовые движения конечностей уже редки. В этом отношении пяти-шестимесячный ребенок сильно отличается от одного-двухмесячного.

развитие 2 четверть до 1 года

Миелинизация пирамидных путей в общем уже закончена. Развитие коры очень значительно продвинулось вперед в отношении миелинизации, дифференциации и образования соединений. Соответственно этому ребенок второй четверти – уже существо условных рефлексов, а движения конечностей, особенно руки и кисти, дифференцировались в смысле специализированных движений. Ребенок уже узнает окружающих и находится в определенных отношениях к видимому миру, миру на расстоянии.

Итак, младенец второй четверти грудного детства все еще лежит. Но спит он уже меньше; лишь немного больше половины всего времени. При этом в сутки он спит меньшее количество раз, но сон его более длителен и резче дифференцирован от бодрствования, чем раньше.

Палеокинетическая моторика с ее автоматическими комплексными движениями отходит на задний план. На первый план выступают движения руки. Рука становится главным органом активного отношения к внешнему миру. При этом рука действует под контролем глаз, т. е. ребенок сначала смотрит, а потом хватает.

Вначале ребенок хватает обеими руками, но спустя некоторое время только одной (приблизительно с 5-го месяца – правой рукой). Рука с захваченной вещью снует в различных направлениях, и из этого первоначального «снования» руки постепенно развивается битье, притягивание и затем ряд отводящих движений: отодвигание, отстранение, выпускание из рук и т. п. Вообще те движения, которые связаны со сгибанием руки, кисти и пальцев, развиваются раньше, чем те, которые связаны с разгибанием. Одновременно развиваются, но в меньшей мере, ножные движения. Для развития ножной моторики в этом возрасте характерны так называемые упирающиеся движения: ребенок упирается ногами при купании, упирается, поддерживаемый матерью, чтобы стоять, и т. п.

В развитии моторики грудного ребенка замечается определенная закономерность. В первую четверть, которую, с неврологической точки зрения, можно назвать экстрапирамидной и субкортикальной, из автоматических комплексных движений палеокинетической моторики сначала происходит развитие всего движения ногами, затем – руками и туловищные и в последнюю очередь – шейные. Иными словами, движения развиваются в последовательности, которую можно назвать последовательностью развития снизу вверх. Наоборот, в более поздние месяцы грудного детства, которое, с неврологической точки зрения, можно назвать пирамидным и кортикальным, развитие произвольных дифференцированных движений моторики идет сверху вниз: сначала развиваются произвольные движения головы и шеи, затем туловища и рук, наконец, ног, т. е. ходьба.

Если из выразительных эмоциональных движений в первую четверть наиболее развитыми являются выражения неприятных эмоций, то во вторую четверть грудного детства интенсивно развиваются выражения радости (оживленное барахтанье руками и ногами, блестящие глаза, раскрытие рта, звуки радости, хлопанье руками). Полугодовалый ребенок уже смеется.

У ребенка второй четверти из экзорецепторов уже, как и у взрослого, доминируют глаза. Зрение его уже не простое «смотрение»: оно уже находится на стадии зрительного узнавания (зрительной гнозии). В связи с этим у ребенка развиваются специализированные реакции на видимых им людей, их мимику и тон их голоса. Эти реакции можно считать первоначальными социальными реакциями младенца. Трехмесячный младенец узнает близких, улыбается в их присутствии. В конце второй четверти у ребенка уже устанавливается некоторое психологическое общение со взрослыми: он не только начинает понимать эмоциональное значение мимики и тона голоса близких людей (например, успокаивается при соответствующем взгляде взрослого), он начинает уже понимать связь между своим криком и поступками взрослого. До определенной степени это можно рассматривать как начало предречевого общения с окружающими людьми. Но, конечно, речи в настоящем смысле слова еще нет: можно говорить только об импульсивной эмоциональной речи, но не о речи как выражении мысли. Эти первоначальные начатки будущей человеческой речи ближе стоят к пению, чем настоящая речь.

Ребенок второй четверти – существо условных рефлексов. Уже здесь можно заметить много выработанных в результате индивидуального опыта привычек, которые сначала вырабатываются главным образом по отношению к еде и туалету. Уже начинается (преднамеренное или непреднамеренное со стороны взрослых) воспитание привычек ребенка.