Вы сейчас просматриваете Развитие прямой походки у ребенка

Из пяти основных видов наземных передвижений – ползанье, ходьба, лазанье, беганье и прыганье – для грудного младенца типично ползанье, расцвет которого приходится приблизительно на 9-й месяц. Примерно в конце первого года ползанье уступает место стоячему двуногому положению и вскоре, в первой четверти второго года, почти совершенно исчезает. Возможно, что скорейшему исчезновению ползанья ребенка отчасти содействует окружающая человеческая среда, которая поощряет у ребенка сиденье, стоянье и хожденье, в то же время неодобрительно относясь к ползанью, лазанью и карабканью.

развитие прямой походки у ребенка

Уже приблизительно в год ребенок стоит самостоятельно примерно около минуты и в это же время он начинает ходить, правда, еще с посторонней помощью. Дело в том, что и раньше, когда ребенка поднимали или передвигали в стоячем положении, ноги его проявляли стремление передвигаться, «хлопать», «барахтаться». Вполне естественно, что теперь, с развитием самостоятельного стояния, развивается одновременно и самостоятельное хождение. Развитие самостоятельного стояния и самостоятельного хождения приходится на первую четверть второго года, и в 15 месяцев здоровый ребенок уже сам стоит и сам ходит. Выпрямление и прямая походка ребенка оказывают огромное влияние на все его развитие, начиная с анатомического и кончая общественным. У новорожденного ребра расположены горизонтальнее, чем у взрослого, благодаря чему грудная клетка не может сильно расширяться при дыхании, и дышит он поверхностно и часто; сердце также расположено более горизонтально, а диафрагма расположена высоко. Одновременно с выпрямлением ребенка его грудь и внутренние органы как бы оседают, диафрагма снижается, ребра занимают более наклонное положение, позвоночник, начиная с шеи, S-образно искривляется. Как раз в начале второго года, когда ребенок начинает ходить, это искривление становится вполне выраженным (поясничная кривизна); также и детское положение сердца встречается только на первом году. Становясь двуногим, малютка освобождает свои руки и делается более способным к человеческой речи.

Самостоятельное хождение сильно расширяет круг деятельности и общения ребенка. Малютка активнее и шире начинает принимать участие в жизни окружающих его людей, да и само количество людей, с которыми он общается, увеличивается. Социальный опыт ребенка быстро растет.

Из остальных видов наземных передвижений в середине второго года жизни сильно развивается лазанье. Полуторагодовалый ребенок взлезает на стул, взбирается сам на ступеньки, и спускается с них, вскарабкивается на косогор, взбирается на решетки и т. д. К двум годам развивается бегание. Таким образом, у двухлетнего ребенка можно видеть в качестве основных способов передвижения ходьбу, лазанье и бегание; ползанье уже изжито им, а прыганье развивается более или менее заметно несколько позже – в три года.

Ходящий, взлезающий и бегающий ребенок, однако проделывает все это не очень искусно: в результате он нередко падает и ушибается. Эти падения и ушибы, с одной стороны, дают ребенку опыт. Однако, с другой стороны, падения и ушибы нередко причиняют травмы малютке, при этом не только физические. Испуг малютки при падении, иногда усиленный резко выраженным испугом окружающих, – одно из наиболее сильных впечатлений малютки, остающееся от этого возраста на сравнительно долгое время: по крайней мере, в воспоминаниях старших детей о втором-третьем годе падение фигурирует очень заметно.