Вы сейчас просматриваете Развитие руки у ребенка

Типичный для младшего школьного возраста труд – ручной труд. Поэтому важно знать, как идет у ребенка развитие руки как органа работы и чем такая рука ребенка отличается от руки взрослого.

развитие руки у ребенка

Изучение движений руки (кинематическое изучение руки) показало, что хватание и осязание развиваются у ребенка чрезвычайно рано – в первые дни грудного детства. В дошкольном возрасте уже довольно хорошо развиты вращение и таскание. Но толкающие, притягивающие или надавливающие движения руки у детей непродолжительны и слабы: более или менее постоянные или сильные толкания, притягивания или надавливания при работе трудны детям. Как круговое, так и посменное движения рук развиваются у детей сравнительно поздно (особенно посменное, поочередное движение руками).

Сила, спокойствие и верность руки ребенка меньше, чем у подростка, но нередко превосходят спокойствие и верность движений руки пожилого человека, не говоря уже о старике. «Долготерпение» руки, особенно в монотонной деятельности, у ребенка гораздо большее, чем у взрослого. Быстрота моментального действия также часто большая, чем у взрослого, но при долгой работе гораздо меньшая.

Детская рука очень чувствительна к боли, давлению и необычной температуре.

При совместной работе обеих рук обыкновенно у ребенка отстает левая сторона: слева он более неловок. Очень плохо удаются ребенку те рабочие операции, где одна рука играет ведущую роль, а другая – вспомогательную. Но особенно трудны для ребенка одновременные противоположные движения рук.

Во время работы дети мало чувствительны к шуму, но в то же время очень любят работать под ритм. Вообще ритмические движения уже у восьмилетки довольно хорошо развиты и мало чем уступают ритмическим движениям подростка. Координация руки и глаза примерно вдвое хуже, чем у юноши, но именно в школьном возрасте она усиленно развивается, причем это развитие продолжается и дальше. Наоборот, координированные движения руки и ноги, кажется, у ребенка неплохо развиты.

Упражняемость рабочей руки в младшем школьном возрасте огромна. Поэтому данный возраст является максимально подходящим для обучения как ручному труду, так и таким, например, деятельностям, как писание или игра на пианино. Нет возраста более благоприятного для обучения ручному труду, как младший школьный возраст. Но преимущество этого возраста – не только великолепная упражняемость. Приобретенный навык в дальнейшем обнаруживает очень большое постоянство в работе, сравнительно мало колеблясь даже при неблагоприятных для работы субъективных состояниях (например, скука). Точно так же поразительна в этом возрасте длительность сохранения приобретенных ручных навыков.

Зато со вниманием обстоит дело несравненно хуже. Два недостатка детского внимания особенно сильно дают себя чувствовать. Первый недостаток: плохая приспособляемость детского внимания, благодаря которой очень трудно сразу, очень быстро, напрячь свое внимание. Второй недостаток: сильная отвлекаемость внимания.

Как известно, в этом возрасте недопустимы операции, связанные с риском для ребенка. При этих операциях ребенок может пострадать не так вследствие своего незнания, своей неопытности, как скорее вследствие своей невнимательности. Детская неосторожность в этом возрасте есть, прежде всего, детская невнимательность: ребенок «зазевался» то потому, что что-то как раз в опасный момент отвлекло его внимание, то потому, что упустил момент, не заметил и не успел прореагировать быстрым движением. С другой стороны, однако, труд хорошо развивает внимание ребенка.