skyp alena_dalles1 alena.dalles@gmail.com

Синдром дефицита внимания: почему ребенок плохо учится, невнимателен и гиперактивен

Синдром дефицита внимания и гиперактивность
Синдром дефицита внимания и гиперактивность — это трудности с обучением

Синдром дефицита внимания у детей — одно из самых спорных состояний в медицине. Большинство специалистов твердо уверены, что задержки развития и проблемы в обучении детей и подростков вызваны именно этим синдромом, в то время как их противники утверждают, что такой болезни, как СДВГ просто не существует — все это особенности характера и воспитания.

Чтобы ни говорили ученые светила, мы все, посещая сады и школы, видим детей с особым, характерным, для синдрома дефицита внимания, поведением: они гиперактивны, плохо усваивают материал, не могут сконцентрироваться на определенных задачах. Удивительно, но многие родители не замечают болезни у своего ребенка, думая, что стабильные тройки и перепады настроения — это норма. А вы тоже так считаете?

Внимание! Уважаемые родители, эта статья очень большая, в ней есть сложные моменты и термины, но советуем Вам прочитать ее полностью. Это поможет понять, что же происходит с вашим ребенком и как ему помочь. Более того, вы сможете по-новому взглянуть на способности вашего малыша или подростка: возможно в вашей семье есть скрытый гений, просто ему очень сложно жить в этом мире!

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ (синдром и его формы: синдром дефицита внимания без гиперактивности — ADD, расстройство с гиперактивностью — СДВГ ) — это нарушение в центральной нервной системе. Более конкретно, проблемы возникают в операционной системе мозга, что вызывает трудности при прослушивании и концентрации, обучении и запоминании, в обработке и сортировке информации и входящих раздражителей (внутренних — чувства и внешних). Иными словами, это особое состояние психики при котором ребенок, подросток и даже взрослый человек имеет проблемы с обучением и общением. Это состояние может быть постоянным, а может проявляться при определенных обстоятельствах.

Не стоит путать СДВГ с психическим заболеванием или серьезной функциональной патологией организма — это минимальная мозговая дисфункция — она неопасна для жизни, не превратит ребенка в психопата и может пройти с возрастом. В тоже время, если вовремя не обратить внимание на проблему и не исправить ее, можно не рассчитывать на большой успех в учебе и карьере.

Важно! СДВГ синдром дефицита внимания можно сравнить с тормозом, нажатым до половины: он и не останавливает поезд, и в то же время мешает ему достичь нормальной скорости.

Синдром дефицита внимания: симптомы общие — проблемы разные

СДВГ является общей проблемой поведения. Дети с такой патологией имеют нормальный или близко к нормальному интеллект, а вот способность к обучению, поведенческие и эмоциональные факторы у них изменены. Детям и подросткам с синдромом свойственна гиперактивность, проявляющаяся в излишней суетливости и безрезультативности деятельности. Они неспособны сосредоточиться, недолго удерживают внимание, страдают перепадами настроения, импульсивностью, своеволием, отчужденностью, эксцентричностью. Им трудно учиться, ладить с другими людьми в семье и школе. Распространенность СДВГ достигает 10%.

В медицине СДВГ делится на три подтипа, в соответствии с основными функциями, связанными с расстройством: невнимательность, импульсивность и гиперактивность:

  • Комбинированного типа;
  • Невнимательного типа;
  • Гиперактивно-импульсивного типа.

Это означает, что некоторые дети могут быть усидчивыми, но невнимательными, а некоторые не могут сфокусироваться на предмете именно из-за неумения усидеть на месте. Наиболее распространенный подтип — комбинированный, когда дети имеют признаки всех трех характеристик.

Всемирная организация здравоохранения в 1978 году объявила о “Международной диагностической классификации болезней Manual”, 9-е издание. В соответствии с ней болезнь называется “синдром гиперактивности в детстве” и делится на четыре типа.

  • Тип 1: простая гиперактивность и нарушения внимания. У пациента нет никаких очевидных поведенческих расстройств и задержки развития.
  • Тип 2: с задержкой развития. У пациентов проблемы со связанной речью, неуклюжесть, трудности чтения и т.д.
  • Тип 3: СДВГ с существенными поведенческими расстройствами, но без задержки развития.
  • Тип 4: Другое.

Каждый родитель хочет, чтобы его дети росли здоровыми, но их успехи часто разочаровывают. И даже в хороших семьях подростки вдруг начинают капризничать, скандалить, убегать в компании и воровать. Все это — симптомы синдрома дефицита внимания! Проявляется патология, как правило, до 6 лет, а в школьном возрасте симптомы усиливаются, но с возрастом состояние постепенно улучшается. Какими именно признаками характеризуется синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей в зависимости от возраста, читайте ниже в разделе “Подробные симптомы и признаки”.

Важно! Поставить диагноз СДВГ можно только после того, как ребенок пошел в школу, так как анализировать его поведение нужно, убедившись в плохой обучаемости, и при наблюдении в разных ситуациях — дома и на уроках.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых: совсем недетские последствия

У некоторых детей симптомы СДВГ не проходят, трансформируясь в хроническое состояние. Взрослых, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, уже более 5%.

Симптомы дефицита внимания у взрослых практически такие же, как и у детей, но из-за того, что взрослый человек острее нуждается в результатах, с него требуется большая ответственность, он ярче и четче осознает свои проблемы и неудачи, поэтому к симптомам синдрома добавляются психические расстройства, связанные с чувством неудовлетворенности. Нередко взрослые с СДВГ депрессуют, страдают фобиями и шизофренией. У взрослых синдром дефицита внимания мешает нормально жить, создавая проблемы в семейной жизни, на работе, в общении с окружающими.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности: плохая наследственность, глупые родители, бестолковые учителя

синдром дефицита внимания
Синдром дефицита внимания — сложная симптоматика

Доктора выдвигают много гипотез возникновения СДВГ, но основные причины синдрома дефицита внимания следующие:

  • Проблемы вынашивания беременности. Китайские ученые выяснили, что распространенность СДВГ на 10% выше у недоношенных детей и детей, рожденных с помощью кесарева сечения;
  • Недостаточное количество нейротрансмиттеров мозга. Когда концентрация норадреналина, допамина и других нейромедиаторов в мозге уменьшается, ослабляется ингибирование (подавление) активности центральной нервной системы.
  • Органическое поражение головного мозга. Происходят, если у матери во время беременности были гипертензия, гипертрофия щитовидной железы, нефрит, анемия, лихорадка, угрозы прерывания беременности, простуды, сложные роды. Также если у малыша до 2-х лет диагностировались поражения центральной нервной системы или травмы. Такие дети восприимчивы к СДВГ.
  • Проблемы с кровотоком в головном мозге. Японские ученые выявили, что у детей с СДВГ кровоток замедлен, и это хорошо заметно. Если у здоровых детей при концентрации внимания кровь моментально поступает во фронтальную часть мозга, у детей с синдромом кровоток остается практически без изменений. Эта особенность будет использована в диагностике патологии.
  • Генетические факторы. Врожденные физические дефекты и аномалии органов, хромосомные аномалии, генетические факторы, психические заболевания у родителей, будет влиять на функции мозга ребенка, что приводит к гиперактивности.
  • Педагогические факторы. Неправильные методы обучения и попытки раннего интеллектуального развития и избыточное давление окружающих факторов (скандалы, упреки и т.д.) вызывают задержки психологического развития ребенка и снижение уровня самоконтроля.
  • Доступность мобильного и компьютера в раннем возрасте. Игры с гаджетами и на компьютерах приводят к повышению содержания гормона стресса — кортизола в организме, это не дает мозгу сосредоточиться. Эксперименты показали, что синий свет, излучаемый экраном компьютера уменьшает содержание гормона — мелатонина в организме человека. Одна из функций мелатонина — крепкий и спокойный сон.
  • Экологические факторы. Чрезмерное потребление пищевых искусственных красителей, пищи с содержанием свинца также приводит к СДВГ.
  • Передозировка парацетамола во время беременности. Испанские исследователи обнаружили, что слишком много ацетаминофена (парацетамола), принятого при беременности, может вызвать у детей синдром дефицита внимания. По их мнению прием парацетамола (читайте всю правду о нем на нашем сайте) дает 30% вероятность проявления симптомов невнимательности, аутизма и т. д. Специалисты утверждают, что особенно сильно парацетамол влияет на мальчиков. Ацетаминофен, он же парацетамол, влияет на развитие нервной системы.

Израильские ученые считают, что причины синдрома дефицита внимания детей — метаболическое (связанное с обменом веществ и энергии) расстройство центра, активирующего сознание, обучение и память. В данном случае имеются ввиду нейронные связи, необходимые для обработки информации и четкого сосредоточения внимания. Нарушение обмена веществ ограничивает развитие нейронных связей и нейронной плотности, необходимой для эффективной обработки мульти-переменных и приводит к дисбалансу нейротрансмиттеров (программных переключателей, вырабатывающих дофамин и норадреналин), а также нарушению баланса обмена между левой и правой долями мозга.

Внимание! У синдрома дефицита внимания гиперактивности причины очень разнообразные, но все они ведут к одному — это мозговое нарушение и его нужно лечить.

Психология и синдром дефицита внимания — особенности диагностики: почему нужно перепроверять диагноз

Как было сказано выше, проблема СДВГ относится к самым спорным в педиатрии и психиатрии. Это связано с разнообразным симптомокомплексом и сложностью оценки развития и поведения детей в целом. Очень трудно установить, что является нормой поведения, а что — расстройством. При этом все дети могут капризничать, не слушаться, быть временами рассеянными или плохо учиться, но это не значит, что у них есть психическое расстройство. Кроме этого, не стоит забывать о том, что у каждого ребенка свой характер, и дома, среди родных людей, он может быть одним, возле учителей — другим, а со сверстниками — третьим. Бывает и так, что ребенка не устраивает коллектив, и он замыкается, грустит и плохо учится, а сменив школу или класс, вдруг оживает и преображается. Вот почему диагностика синдрома дефицита внимания затруднена и такой диагноз должен ставить исключительно врач, при этом требуется тщательное наблюдение за пациентом.

Проследить и понять проблему диагностики синдрома дефицита внимания можно,заглянув в историю болезни СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD) впервые обсуждался в начале 20-го века. Первые статьи на эту тему были опубликованы в Лондоне еще в 1902 году. Специалисты, наблюдающие за детьми, обнаружили, что некоторые из них, слишком активны и невнимательны, у них отмечаются моментальные эмоциональные взлеты и падения, такие дети часто попадают в беду. Основные характеристики СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность: эти симптомы приводят к трудностям в соблюдении правил поведения и мешают поддерживать нормальную производительность мозга.

Вроде бы все сходилось и доктор Ши Tier, проводя исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности развил мысль, опубликовав наблюдения в British Medical Journal. Но дальнейшие наблюдения показывали, что разрозненные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности есть чуть ли у всех детей. Врачи и педагоги высказывали мысль, что не может быть того, что целые поколения выросли с патологией! Протесты и заявления вызвали множество новых исследований, которые показали, что только комплекс признаков может считаться болезнью.

Американская психологическая ассоциация, изучив описание патологии и исследования, создала рекомендации для диагностики синдрома. В 1980 году появилось первое описание для гиперактивности, которое звучало, как “гиперактивность детей — ненормальная реакция…”. Но и после этого учеными вносилось множество изменений и точка была поставлена после полного сбора симптомов.

Последнее четвертое издание Диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-Ⅳ) СДВГ описывает СДВГ в трех различных типах: “синдром дефицита внимания”, “гиперактивность”, “комплекс дефицита внимания и гиперактивностью”. При этом в DSM-Ⅳ, синдром дефицита внимания и гиперактивность описаны как девять видов импульсивных симптомов, отметив 6 из которых уже можно подтвердить диагноз. В то же время, каждый из этих симптомов должен проявляться более чем в одной среде, например: в школе и дома. Другие условия правильной диагностики включают в себя возрастные ограничения (от 7 лет) и сопутствующие возрастные симптомы, исключающие какие-либо другие психологические факторы.

В МКБ-10 патология занесена в раздел “Эмоциональные расстройства и расстройства поведениядетства и подросткового возраста” в подраздел “Гиперкинетические расстройства поведения” (F90.1) и “Нарушение внимания и активности” (F90.0).

Чтобы поставить точный диагноз, помимо наблюдения за поведением, необходимо провести ряд функциональных исследований: МРТ — магнитно- резонансную томографию и функциональное сканирование кровотока мозга (FMRI). В прошлом считалось, что СДВГ связано с префронтальной зоной мозга, однако большинство людей страдают от СДВГ из-за слабой функции мозжечка и гипоплазии мозжечка: эти исследования как раз четко показывают состояние мозга и мозжечка в частности.

Внимание! Если доктор ставит диагноз СДВГ только на основании поведения ребенка, немедленно смените клинику. Ваш врач-невролог — не компетентен!

Главные симптомы дефицита внимания и геперактивности

Рассмотрим основные симптомы нервного расстройства:

Нарушения внимания (синдром дефицита внимания). Одно из наиболее важных расстройств обучаемости. Дети с активным и пассивным вниманием не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на посторонние факторы. Они часто переходят от одного вида деятельности к другому, не хотят играть, небрежны и поспешны. Их вещи раскиданы и часто перемещаются с места на место. Они не любят выполнять домашние задания, постоянно отвлекаясь на еду, туалет и т.д.. У некоторых пациентов взгляд отстранен, блуждает, и даже глядя на на учителя, больной его не слышит: создается ощущение, что мыслями он где-то далеко.

Гиперактивность. Это еще один распространенный симптом. При гиперактивности у ребенка значительно увеличена активность, он может что-то придумывать, постоянно бегая взад и вперед, не в силах усидеть в классе. На уроках больной крутится и ерзает на стуле, может даже встать или подложить под себя ногу. Гиперактивный ребенок — разговорчивый, шумный, смутьян, он нарушает дисциплину в классе, чтобы привлечь внимание.

Есть два типа гиперактивности:

  • устойчивая гиперактивность — такое поведение стабильно и дома, и в школе..
  • ситуативная гиперактивность — проявляется только в определенных ситуациях (в основном в школе).

Импульсивность. У детей с СДВГ перепады настроения, раздражительность, своеволие, слабый самоконтроль преобладают над другими качествами. Они чувствительны к внешним раздражителям и уязвимы к неудачам, часто совершают поступки, не задумываясь о последствиях.

Трудности в обучении. Это синдром дефицита внимания школьников. Плохие успехи у детей с синдромом гиперактивности и недостатком внимания связан с вышеназванными симптомами, при этом интеллект у них абсолютно нормальный. Чем выше уровень интеллекта, тем быстрее и легче преодолеваются трудности в учебе.

Расстройства нервной системы. Около половины детей с СДВГ наблюдаются у невропатологов в связи со следующими симптомами: неадекватные вращения телом, неуклюжесть, несогласованные действий, невозможность ходить по прямой линии Ромберга, сосание пальца и постоянное ковыряние в носу, слабая мелкая моторика, нарушения сна и др.

Как и почему возникают проблемы в обучении с научной точки зрения: что чувствует ваш ребенок с СДВГ

Связи в мозгеРетикулярная активирующая система, участвует в неврологических механизмах, которые доносят в мозг сведения и сосредотачивают внимание. Головной мозг получает импульсы от спинного мозга и передает их таламус, а оттуда к коре головного мозга и гиппокампе по цепи обратной связи. Без постоянной стимуляции корковых нейронов и активации ретикулярных импульсов, человек находится в бессознательном состоянии и не может реагировать на раздражители. А при чрезмерной стимуляции, пациент не может расслабиться или сконцентрироваться, что часто приводит к дефициту внимания и гиперактивности.

Память и ассоциации паттернов (Angrmim) требуют новых нервных связей в головном мозге и увеличения количества нейромедиаторов и буферов для обслуживания новых соединений (синапсов). При дефиците строительных материалов нерва, новые соединения не образуются, что препятствует эффективной обработке информации. Это расстраивает человека, который страдает от синдрома дефицита внимания, и усложняет обучение, иногда делая его и вовсе невозможным.

При нехватке связей, нагрузка ложится на существующие нервные пути, в результате чего возникает “fkki движение” или коллапс и информация не обрабатывается. Это вызывает разочарование, замешательство и поведенческие проблемы.

И хотя причина синдрома дефицита внимания сосредоточена в головном мозге, проблема включает в себя целую систему органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух и т.д.), а еще и внутренний мир — мысли и эмоции. При дефиците нервных связей, необходимых для обработки входящих сигналов, возникает конкуренция между раздражителями. Активная стимуляция множественных внешних и внутренних источников (слишком много зрительной информации, звуков, избыточное внутреннее эмоциональное напряжение) приводит к депрессии, раздражительности, агрессии и беспокойству. Когда мозг, точнее, нейронная сеть, чрезмерно атакуется раздражителями, она не может сосредоточиться на какой-то одной стимуляции. Отсутствие способности сосредоточиться на специфических раздражителях, приводит к неконтролируемым чувствам беспомощности и тревоги, заставляя ребенка или взрослого с синдромом дефицита внимания и гиперактивности искать пути, чтобы скрыться от агрессивности своего мира.

Есть несколько предположений, почему люди становятся гиперактивными, но наиболее распространенные — их поддерживают большинство специалистов, всего 2:

  • Пациенты с СДВГ имеют достаточный запас ацетилхолина и других медиаторов, что позволяет им конкурировать и преодолеть навязчивые раздражители. Они стараются быть активнее, чтобы заглушить и компенсировать шум, поступающий в мозг извне. К сожалению, в этой борьбе они проигрывают, быстро уставая и чувствуя себя опустошенными.
  • Для СДВГ ADD (без гиперактивности) картина отличается. Эти люди имеют низкий уровень ацетилхолина и, напротив, пытаются создать конкурентную реакцию. Это другая стратегия отклонения. Они так страдают от раздражающего “шума”, что полностью прекращают сенсорную обработку. Для таких людей, непрекращающаяся какофония сигналов становится снотворным: организм вступает в ступор когда порог чувствительного нерва заполнен, а на него продолжают давить все новые сигналы.

Вывод: невнимательность, беспокойство или заторможенность — просто стратегия выживания пациентов с синдромом СДВГ. Эти люди нуждаются в такого типа защите, чтобы избавиться от агрессивных сигналов, с которыми их мозг не в состоянии справиться.

Влияет ли синдром дефицита внимания и гиперактивности на интеллект: дебил или не дебил?

Многие родители ругают своих детей за тройки и двойки, называют их придурками и дебилами, оскорбляют, наказывают и порой действительно считают, что из их детей ничего хорошего не может выйти, ведь они глупы и ленивы! Но так ли это на самом деле?

С одной стороны, чем больше нейронных связей образует мозг, тем легче дается обучение и тем крепче память. И естественно, корреляция между количеством и качеством связей и уровнем знаний существует. С другой, среди людей с СДВГ есть гении и просто талантливые люди, занимающиеся наукой с большим успехом. Это происходит потому, что организм, пробыв в условиях стресса, учится использовать имеющиеся ресурсы по-максимуму и более творчески.

Вывод: если у вашего ребенка стоит диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности, это не значит, что он глуп! Более того, вылечив СДВГ, вы можете получить гения!

Синдром дефицита внимания: признаки — поможет ли анкета или тест?

Многие люди считают, что поставить диагноз ребенку поможет анкета для определения синдрома дефицита внимания или тест СДВГ. Они задают вопросы интернет-консультантам, пишут на форум, пытаясь найти ответ на вопрос, здоров ли ребенок или у него синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но вы должны понимать, что ни одна анкета или тест не дадут ответа на этот вопрос, помочь вам может только очень хороший невролог.

Примерно определить синдром дефицита внимания гиперактивности сдвг у вашего ребенка можно без всякой анкеты по следующим признакам:

  1. Даже если ребенок сидит, его руки или ноги постоянно меняют положение, он ерзает и крутится на стуле, пытается подложить ногу под себя или задрать ее на стул и даже стол. Он не хочет и не может долго сидеть.
  2. Ребенок восприимчив к внешним факторам и отвлекается даже под угрозой двойки и наказания.
  3. В групповых занятиях или играх такие дети не могут терпеливо ждать своей очереди, спешат ответить, хотя учитель еще не договорил вопрос.
  4. Дети с синдромом не следуют инструкциям, чтобы что-то делать правильно — это выходит неумышленно, как результат невнимательности. С этим связана и неспособность хорошо выполнить домашнее задание — пациенты не заканчивают одно упражнение, приступают к другому. Не могут играть долго и спокойно. Невнимательность приводит к тому, что ученик с СДВГ легко отвлекается в классе, ему трудно учиться, он получает плохие отметки, у него отсутсвует чувство времени.
  5. Такие дети и подростки слишком много разговаривают. Часто перебивают или вмешиваются в деятельность других людей. Любят бегать, танцевать, хулиганить. Но стоит только предложить посещать танцы постоянно — ребенок посчитает такой урок нудным.
  6. У ребенка часто теряются предметы первой необходимости — книги, тетради, карандаши и т.д.
  7. Ребенка интересуют опасные занятия, он не понимает, что нужно быть осторожным. Риск развития преступного поведения достигает 10 %.

У детей с гиперактивным синдромом дефицита внимания практически всегда присутствуют: шумность, безрассудство, отсутствие мышления, игнорирование советов, непослушание, ненормальное поведение, перепады настроения, беспокойство, эмоциональную уязвимость, дерзость и вспыльчивость.

Внимание! Вышеперечисленные симптомы приблизительны! У каждого ребенка будет свой набор проблем. Кроме этого, вы должны учитывать выраженность симптомов СГВД в разном возрасте.

СГВД: выраженность симптомов по возрастам: исследования синдрома дефицита внимания

По данным японских ученых около 30% детей после рождения гиперактивны: они беспокойны, раздражительны, чрезмерно много плачут, кричат и несогласованны в отношениях с матерью. Но это еще не СВГД! Чтобы подтвердить диагноз, нужно наблюдать за ребенком и дальше.

В раннем возрасте (2-3 года) симптомы СВГД проявляются более четко: дети непослушны, плохо спят и едят, у них диагностируется энурез и т.д. А у дошкольников симптомы синдрома недостаточности внимания и гиперактивности становятся очевидны: их отличает невнимательность, чрезмерная активность, неспособность сидеть на месте, нежелание сблюдать режим и участвовать в групповых мероприятиях, эмоциональная неустойчивость, агрессивное поведение со сверстниками, животными и вещами.

У школьников в начальной школе все симптомы СДВГ усиливаются: выражены короткая продолжительность концентрации внимания, невозможность сосредоточиться на лекции, постоянное отвлечение, трудности в обучении и невозможность закончить работу. Дети нетолерантны, своенравны, страдают перепадами настроения. Поведение агрессивно, им сложно ладить со сверстниками, часто примеряют маску «клоун».

У учащихся средней школы симптомы синдрома невнимания и гиперактивности постепенно ослабляются. Но если болезнь перешла в хроническую форму, то улучшения не будет. К сожалению, многие родители и врачи этого не замечают, списывая проблему на переходный возраст. Синдром дефицита внимания подростков проявляется так: подростку по-прежнему трудно сосредоточиться, сложно запоминать материал, часто наблюдаются отсутствие самоуважения и мотивации, агрессия, импульсивность, халатность, перепады настроения. Начинаются прогулы, возможны противозаконные поступки.

СДВГ у взрослых: гиперактивность значительно снижена, но остаются другие симптомы синдрома недостаточности внимания. Люди с этой патологией обращают внимание на мелочи, легко обижаются, импульсивны, эмоциональны, легко ссорятся или дерутся, имеют напряженные отношения с коллегами, не любят участвовать в групповых мероприятиях, склонны к алкоголизму, азартным играм, у них отсутствует видение перспектив и настойчивость.

Что будет, если не лечить симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Дети с СДВГ не могут сосредоточиться на обучении, а их поведение постоянно подвергается осуждению. При высокой степени болезни пациентам трудно закончить начальную и среднюю школу. С возрастом, уязвимость детей перед пороками возрастает — они могут попасть в плохую компанию, заняться воровством и т.д. В школе их не любят, ведь они мешают работать на уроках всему классу, часто спорят с учителями, грубят. Обычно от таких учеников стремятся избавиться, путем перевода в коррекционный класс или школу.

Проблемы у детей с синдромом будут и в семье. Если маленьких детей родители терпят, с возрастом дурной характер и плохое поведение начинает раздражать даже самых терпеливых членов семьи. Детей ругают за неуспеваемость, наказывают за дерзость. Неудивительно, что большая часть детей-бомжат — сбежавшие из дома подростки с СДВГ.

Если не лечить СДВГ у детей, во взрослой жизни их не ждет ничего хорошего. Импульсивность, лень, скандальность не дают человеку развиваться, он часто ищет легкие пути заработка. Такой человек — тяжкое бремя для родителей, семьи и общества.

Внимание! Если СДВГ переходит в хроническую форму, симптомы болезни сохраняются в течение многих лет. Без лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется в будущем у 70% пациентов в подростковом возрасте и 30% страдает СДВГ всю жизнь.

Лечение синдрома дефицита внимания

Существует много методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у подростков и детей, но выбор их должен быть строго индивидуальным. Доктора часто рекомендуют начинать терапию с лекарств, и действительно после приема лекарства при синдроме дефицита внимания у большинства детей с СДВГ гиперактивное поведение и когнитивные функции улучшаются. Но из-за трудностей контроля дозировки и побочных эффектов, у них начинаются другие проблемы — ухудшается рост костей, появляются неприятные симптомы и т.д. Это говорит о том, что подбирать лечение должен только компетентный, очень опытный в этих вопросах врач. И если медикаменты не подходят, нужно лечить синдром дефицита внимания другим методом.

Что же делать, если вы не хотите давать ребенку лекарства? Как лечить синдром дефицита внимания? Помимо лекарственной терапии (о ней ниже) существуют и другие эффективные методики.

Физиотерапия. Магнитотерапия. Транскраниальная микротоковая стимуляция мозга помогает улучшить симптомы СДВГ и стимулирует выработку нейромедиаторов и гормонов, таких как эндорфины и холин. Эти гормоны участвуют в регуляции физической и умственной активности. После нескольких сеансов микротоковой стимулирующей терапии наступает улучшение симптоматики гиперактивности у детей, уходят перепады настроения, раздражительность и другие симптомы.

Лечебная физкультура. Как было сказано выше, установлено, что большинство людей страдают от СДВГ из-за нарушений работы мозжечка. Лечебная физкультура напрямую нацелена на детей с мозжечковой задержкой развития, она стимулирует активизацию мозжечка, что улучшает восприятие, внимание, координацию движений и т.д.. Постоянно выполняя упражнения, можно добиться стойких результатов благодаря физиологическим возможностям мозга — нейропластичности мозговых клеток.

Адаптация. Жесткие рамки поведения, как это ни парадоксально, — один из лучших методов лечения СДВГ. Любое занятие с железной дисциплиной — боевые искусства или балет, фигурное катание, гимнастика — становятся спасительным кругом для детей с синдромом дефицита внимания. Это связано с высокими нагрузками и необходимостью использования сложных двигательных навыков. В результате развиваются моторика, чувство баланса и времени, оценка последствий, навыки исправления ошибок и мышечной координации, уходит депрессия.

Очень эффективны любые аэробные (дыхательные) упражнения — они стимулируют когнитивные способности мозга, развивают мышление, формируют новые стратегии и действия. Учителя обнаружили, что активность является наиболее эффективным способом приструнить синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста и школьников. Получив интересное занятие и адекватную нагрузку, школьники могут сидеть часами, не покидая рабочего места.

Поведенческая терапия. Играет существенную роль в улучшении поведения детей. Лучше всего проявляют себя самоуправление, управление временем и другие аспекты контроля поведения. Если медикаментозное лечение проводить без поведенческой терапии, эффект быстро прекратится, как только кончится действие лекарств от синдрома дефицита внимания.

Нейрофизиологическое обучение. Чтобы улучшить нервную деятельность у детей с СДВГ, а гипердинамический синдром дефицитом внимания — неврологическое заболевание, нужно выявить дефект нейронной реакции. Нейрофизиологическое обучение направлено на улучшение дефектов развития нервной системы в плане реакций. Специфические эффекты могут вызывать реакции, стимулируя точность и скорость отклика мозга. Особенно эффективна (применяется в Японии) высокочастотная музыкальная терапия.
Кроме того, развитию мозговой деятельности способствуют нетрадиционные методы — китайская медицина, иглоукалывание, массаж и другие процедуры.

Сенсорная интеграция обучения. Этот метод был опробован в Японии на детях с аутизмом и дал великолепный эффект. При аутизме у ребенка нарушаются функции головного мозга. Причины этой патологии до сих пор не вполне понятны, но аутичные дети демонстрируют многие нежелательные явления сенсорного поведения, например, им несвойственно тактильное обучение. Но в то же время, их мозг может принимать сенсорную информацию. Система биологической обратной связи применяет принципы оперантного кондиционирования. Сенсорная интеграция предполагает подачу мозгу знаков, усиливающих запоминание и мыслительную деятельность.

Лечение синдрома дефицита внимания у подростков и взрослых

С подростками легко работать, если в этом помогает семья и у ребенка есть цель продолжить обучение в вузе или просто получить хорошую специальность.

У взрослых лечение синдрома дефицита внимания проводится также, как и у подростков. Но проблема в данном случае состоит в том, что взрослого человека сложнее убедить в том, что его проблемы возникли из-за болезни. Взрослые с СДВГ часто не понимают необходимости лечения синдрома.

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью лекарствами

Лечение СДВГ обычно предполагает прием лекарств, стимулирующих центральную нервную систему, а не выбор успокаивающих средств. В настоящее время в мире широко используются препараты: метилфенидат (т.е. Риталин), амфетамины, Пемолин и т.д. У нас эти стимуляторы ЗАПРЕЩЕНЫ (!), так как дают побочные эффекты: дети, принимающие стимулирующие лекарства теряют аппетит и сон, быстро привыкают к ним.

Некоторые родители, в поисках выхода, пробуют обращаться к традиционной китайской медицины. Китайская медицина в лечении детей с СДВГ использует 50-60 видов трав и препаратов: Polygala, Shichangpu, панцирь черепахи, Poria, Sun Simiao Zhenzhong Дэн, женьшень и др.

Коррекция симптомов синдром дефицита внимания детей может производиться препаратами, влияющими на определенные состояния. Например, гиперактивным детям при нарушениях сна выписывают легкие успокоительные.

Как лечить синдром дефицита внимания у детей, подростков и взрослых: ученые говорят надежда есть!

Исправить метаболические нарушения системы ретикулярной активации можно, обеспечив нервы строительными материалами. Конечно это будут химические аналоги, но столь ли это важно, если можно получить потрясающий результат? Доказано, что в мозге каждого человека есть ресурс — около 100 миллиардов нейронов, а также 900 миллиардов глиальных клеток, которые можно вырастить! Всего можно развить триллион клеток (1,000,000,000,000), что в 10 раз превышает число звезд в нашей галактике.

Около половины сухого веса мозга (нейроны, Glialim и клетки мозга) состоят из жирных кислот и липидов. Синапсы (мостики, связи), между всеми важными областями мозга, в которых происходит координация памяти и обучение, также образуются благодаря структурам жирных кислот и фосфолипидов. Чем больше нейронов, способных соединяться с другими нейронами, тем активнее работают обучение и память.

Казалось бы есть выход — поглощать больше пищи и витаминов, содержащих нужные вещества, только вот почему – то они плохо усваиваются, а аптечные препараты тоже не помогают. Сейчас ученые думают над тем, как именно восполнить запасы строительного материала для мозга, сделав новые препараты эффективными и доступными.

Супер новые методы лечения синдрома дефицита внимания детей

Ученые из Японии предложили лечить СДВГ современными методами, основанными на биологической генной терапии, которая позволяет включать новое направление СДВГ, выключая гены расстройства, умственной отсталости, дефективного развития ребенка. Биологическая генная терапия создает прямой гематоэнцефалический барьер, формируя новую молекулу ДНК. Увы, но такая роскошь в России пока недоступна!

Алена Герасимова (Даллес)

Добавить комментарий