Вы сейчас просматриваете Труд у дошкольников

Старший дошкольник приблизительно в 7-8 раз слабее взрослого. Это вполне достаточная причина для того, чтобы он не только не рассматривался как рабочая сила, но и в порядке обучения не привлекался бы к работе в обычном смысле слова.

труд у дошкольников

Но в то же время ребенок данного возраста уже достаточно подвижен. В тех семьях, где он привлечен к участию в трудовой жизни семьи, на его долю обыкновенно приходятся поручения, при выполнении которых требуется не сила, а, скорее, некоторая подвижность, например, принести или убрать что-нибудь. Но участие в бытовой трудовой жизни не играет значительной роли в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, а нередко и мешает этому развитию, если практикуется в больших размерах в ущерб другим занятиям ребенка. То увлечение так называемым «самообслуживанием», которым одно время кое-где увлекались в детских садах, следует признать определенно вредным.

Один из любимейших видов труда в этом возрасте – уход за растениями и особенно за животными. Любовь к животному проявляется у ребенка очень рано – еще в раннем детстве: уже годовалый ребенок тянется к животным («как их завидит, так и станет рваться с рук и тянется к ним, но дотронуться все еще боится»). Но в младшем дошкольном возрасте животное скорее нечто среднее между товарищем в играх и игрушкой: ребенок то бегает с собачкой и даже разговаривает с ней, то обращается с ней так, как будто она – какая-нибудь неживая вещь. Однако постепенно у ребенка вырабатывается все в большей степени уменье обращаться с животными: прежнее, нередко неосторожное и даже иногда жестокое обращение уступает место противоположному. Уход за животными (мелкими домашними) выражается главным образом в кормлении их: ребенок с огромной охотой делает это и обыкновенно быстро усваивает, чем надо кормить; хуже усваивает он меру и время кормления. Точно так же в этом возрасте ребенок любит ухаживать за растениями: здесь уход выражается в поливке и мелких работах по вскапыванию и взрыхлению. Соответственно слабой силе ребенка ему даются приспособленные к нему детские лопатки, грабли и лейки. Также необходимо предупреждать возможность заражения ребенка животным.

Если для младшего дошкольного возраста наиболее характерная ручная операция – складывание (стройка), то для старшего дошкольного возраста такой характерной операцией является деформирование. Из пяти основных видов деформирующей деятельности – сжимание, растягивание, резание, сгибание и скручивание – первые два находят себе место в лепке. Остальные три – резание, сгибание, скручивание – имеют место в плетении. В программах детских садов плетение из разных материалов, начиная с бумаги и кончая ветками, нередко фигурирует.

Деформирующая деятельность в этом возрасте в состоянии проявляться лишь на материале с малой сопротивляемостью: таким материалом являются, например, глина и бумага. Что касается дерева, то это – материал для обработки в более старшем возрасте. В возрасте же 5-7 лет с деревом ребенок производит лишь очень элементарные работы типа сборки (например сколачивание уже готовых планок) или простого манипулирования детскими инструментами по обработке дерева без определенной цели сделать из этого сырья какую-нибудь законченную вещь.

В связи с деформирующей деятельностью ребенок получает очень важный опыт по сопротивлению материалов. Начатки этого опыта приобретаются, примерно, к 6 годам. Любовь детей к уходу за животными и растениями, рационально использованная в условиях детского сада (уголки живой природы, аквариум, птичники, грядки в саду и т. п.), может быть источником некоторых первоначальных биологических знаний ребенка.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к организациям трудовых занятий в старшем дошкольном возрасте, таковы: 1) материал не должен обладать какими-либо свойствами, могущими повредить здоровью ребенка (бросовый материал сомнительного происхождения, загрязненный или окрашенный ядовитыми красками строительный материал и т. п.); 2) инструментарий должен соответствовать строению и силам детей; 3) недопустимы работы, требующие физического напряжения или допускающие неправильную позу (искривление позвоночника), например, носка воды в ведре; 4) недопустимы работы, производимые в помещении с плохим воздухом или в шумной обстановке, а также работы, требующие длительного сидения или стояния. Наоборот, очень полезны работы легкого и подвижного характера, не утомляющие ребенка, но укрепляющие мускулатуру и содействующие правильному кровообращению, особенно производимые на чистом воздухе.

Наиболее частым извращением в практике дошкольного воспитания является переоценка возможностей трудовой деятельности ребенка в ущерб здоровью, умственному развитию и стремлению этого возраста к игре. Переоценивают и интеллектуальные силы ребенка, давая детям работу, сложную по характеру или преследующую малодоступные ребенку цели. Цели, которые ставит себе трудовая деятельность ребенка, могут быть только простыми, вполне понятными для него и могущими увлекать его, притом посильными и близкими (т. е. между поставленной целью и результатом работы минимум промежуточных звеньев). В этом возрасте дети еще не способны к длительному усилию и преследованию далеких целей. Иногда ребенка занимают трудом, не имеющим никакого воспитательного и образовательного значения.

Но, говоря о перегибах в постановке труда старших дошкольников, необходимо, с другой стороны, подчеркнуть неправильность недооценки занятий по труду в этом возрасте для развития ребенка. Именно в этом возрасте выступает впервые труд как целевая деформирующая деятельность. В этом возрасте дети очень любят как ручной труд, так и труд в природе, и уже это указывает на потребность ребенка в трудовой деятельности и возможность последней для него. Трудовые занятия в этом возрасте являются прекрасным средством развития произвольного внимания, столь еще слабого пока, но очень необходимого в последующих школьных занятиях. Они же могут явиться источником знаний свойств материалов (особенно связанных с сопротивлением материалов) и биологических знаний, а также ряда практических умений. Труд дисциплинирует ребенка и делает его более организованным. Наконец, в занятиях по ручному труду развивается мускулатура кисти и, в частности, пальцев, т. е. та мускулатура, развитие которой характерно именно для данного возраста и необходимо для следующего – школьного.