Вы сейчас просматриваете 7 скачков развития мозга ребенка на первом году жизни — пройдите увлекательный путь вместе с малышом
7 скачков развития мозга ребенка. Автор фото DegrooteStock

Младенцы начинают учиться с момента появления на свет, и их мозг быстро развивается в первые двенадцать месяцев жизни. Хотя на этом этапе когнитивные способности малыша еще относительно примитивны, мозг полон потенциала, готового к раскрытию. От распознавания выражений лица и начала понимания языка до установления связей между причиной и следствием — мозг ребенка в течение первого года жизни развивается скачками.

В этой статье вы узнаете об особенностях и достижениях каждого из этапов развития ребенка до года и о том, какие упражнения помогут лучше развить способности малыша. С каждым месяцем их все больше, и они все сложнее.  

Что происходит в первый год жизни — почему он так важен

В первые несколько месяцев после рождения ребенок может узнавать знакомые голоса, распознавать основные выражения лица — улыбки и строгий взгляд. Малыши также начинают делать успехи в понимании языка, постепенно переходя от восприятия отдельных слов к пониманию более сложных предложений. По мере совершенствования навыков обработки звука младенцы начинают различать такие тонкие компоненты речи, как интонация и ритм.

Примерно к шести месяцам у ребенка хорошо развито зрение, что позволяет ему понимать смысл того, что он видит. К этому моменту малыши уже умеют следить глазами за движущимися объектами и узнавать знакомые лица. По мере того, как им становится все легче распознавать лица, они учатся выражать эмоции с помощью мимических сигналов: улыбки, когда они счастливы, или нахмуривания бровей, когда напуганы.

По мере взросления младенцев их способность к решению проблем значительно возрастает: от складывания кубиков вместе в возрасте около семи месяцев до конструирования целых объектов из нескольких частей к одиннадцати месяцам. Каждая веха представляет собой невероятный рост когнитивных способностей для столь юного возраста! 

Еще более впечатляет способность младенцев понимать причинно-следственные связи к 8–9 месяцам, что не наблюдается у животных до гораздо более поздних стадий развития. Это позволяет детям очень быстро изучать невероятно сложные схемы, когда предоставляются соответствующие возможности для исследования и игры.

В целом, первые двенадцать месяцев очень важны для развития мелкой и грубой моторики, непосредственно влияющей на координацию движений. Поэтому игрушки, должны быть не только забавными, но и играть важную роль в интеллектуальном развитии!

Роль родителей в развитии ребенка до одного года

Итак, подведем итог: в течение первого года жизни мозг младенцев претерпевает быструю трансформацию от примитивного распознавания к более абстрактному пониманию, что позволяет им устанавливать взаимосвязи между причинами и следствиями, а также правильно воспринимать окружающие сигналы коммуникации! 

Хотя этот процесс хорошо продуман природой и безусловно впечатляет сам по себе, есть много способов, которыми родители могут внести свой вклад, проводя стимулирующие занятия, способствующие развитию физической координации, и дающие возможность для содержательного диалога во время совместного времяпрепровождения. Возможно, сейчас спуск с горки или игра в прятки выглядят просто мило, но никогда не знаешь, какие открытия в будущем может сделать твой малыш благодаря этим драгоценным моментам!

Общение с родителями также способствует развитию социальных способностей. Краткие беседы, выражающие чувства, помогают прояснить эмоциональное состояние, а также дают детям практику правильного реагирования — это позволяет рано научить их сопереживанию!

7 скачков развития малыша в первые 12 месяцев жизни — почему ребенок капризничает?

Ученые определили семь скачков развития, происходящих в первый год жизни ребенка. Физически малыш развивается линейно, т.е. достаточно равномерно, а вот развитие мозга, отвечающего за когнитивные, интеллектуальные и эмоциональные возможности, происходит семимильными шагами. 

Каждый шаг – это своеобразная веха в развитии ребенка. Никогда больше человек не сможет достичь за 12 месяцев столько, сколько в первый год жизни. Малыш, полностью зависимый от окружающих, вдруг становится индивидуумом, способным самостоятельно ходить и общаться, выражая свои мысли жестами и звуками, а ещё он уже умеет мыслить.

Продолжительность периодов развития приблизительна, скорость развития каждого ребенка индивидуальна. Скачки проявляются заметным и длящимся не менее нескольких дней изменением поведения ребенка – он становится раздражительным, плаксивым, плохо спит, может временно плохо есть. Одни дети проходят через эти периоды капризничая и изводя окружающих, у других изменения происходят плавно.

С каждым скачком развития ребенок видит, чувствует и понимает больше, так как получает все больше внешних стимулов, чем раньше. Это связано с интенсивным развитием мозга, обрабатывающим все больше информации. С этим же связаны изменения в поведении малыша. Он плачет и раздражается потому, что чувствует себя неуверенно из-за новых, постоянно добавляющихся раздражителей. 

Например, внезапно младенец обнаруживает, что взрослые разные — есть родные и чужие, он начинает понимать, что существует мимика, или вдруг осознает, что у него есть ручки и ножки, которыми он может двигать и даже что-то трогать или хватать. Сначала ребенок не знает, что с этим делать. До сих пор мир был безопасен и понятен, но ситуация кардинально изменилась. Это вызывает дискомфорт, и малышу нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. 

Как только малыш разбирается с новыми навыками, он начинает активно ими пользоваться. Поэтому часто, после недельки капризов, связанных со скачком развития, отмечается огромный рост навыков.

Первый скачок развития – период впечатлений

Первый скачок развития происходит на 5-й неделе жизни и называется периодом ощущений. Новорожденный становится младенцем. В его поведении происходят следующие изменения:

  • он более внимательный;
  • дольще бодрствует;
  • более осознанно воспринимает прикосновение;
  • в ответ на голос и ласковое прикосновение начинает улыбаться. 

Образы становятся более четкими, и он способен фокусироваться на них. В момент плача, который может быть вызван внезапным незнакомым звуком, появляются слезы.

После первого скачка развития ребенок слушает и смотрит с большей концентрацией, начинает улыбаться, время между сном увеличивается, он лучше переваривает пищу, отсюда меньше проблем с кишечником и реже срыгивание.

Развивающие упражнения для новорожденного в 1-й месяц жизни

Предоставление новорожденным возможности исследовать окружающую среду с помощью игр и занятий очень важно. Упражнения в этот период способствуют физическому и когнитивному росту, социальному и эмоциональному развитию. 

Занятия в первый месяц могут включать следующее:

  • прикладывание к животику;
  • предоставление возможности использовать руки для хватания и исследования;
  • контакт кожа к коже;
  • реагирование на сигналы младенца голосом;
  • знакомство с музыкой и сказками. 

Развивающие упражнения для новорожденного во 2-й месяц жизни

На втором месяце жизни новорожденный ребенок быстро осваивает новые навыки и набирается сил. Чтобы поддержать физический и эмоциональный рост, родители должны проводить развивающие упражнения, которые помогут ребенку достичь важных рубежей.

Эффективными в физическом плане будут следующие занятия:

  • нежное поглаживание животика;
  • массаж;
  • игры с игрушками, побуждающими дотягиваться или хватать.

Разговоры с новорожденным и пение песен помогут начать распознавать язык и формировать слуховые ассоциации. Все занятия должны проводиться с любовью и терпением.

Второй скачок развития – период закономерностей и различий

Второй скачок, называемый периодом паттернов и различий, происходит в возрасте 7-9 недель. В этот период малыш обнаруживает, что руками можно управлять. Малыш начинает играть с ними, класть их в рот, хватать предметы, к которым прикасается (пока еще случайно). 

Ребенок слушает чужие голоса и сам издает разные звуки, внимательно их слушая. Он уже различает мимику на лицах близких людей. Уже на этом этапе для него становятся понятны некоторые закономерности. Например, он может помнить, что в ванне его ждет приятна процедура. Если его напугали, он долго будет помнить это, и будет плакать, ещё не коснувшись воды. Он может помнить, что после ванны будет массаж, а затем кормление. Поэтому очень важно соблюдать режим дня — это дает ребенку чувство защищенности.

После второго развивающего этапа ребенок:

  • интенсивно машет руками и ногами;
  • может схватить и подержать игрушку;
  • начинает поднимать голову;
  • охотно гулит и слушает приятные звуки.

Развивающие упражнения для новорожденного в третий месяц жизни

Есть несколько простых упражнений, которые помогут вашему новорожденному на третьем месяце жизни расти и учиться:

  • Время на животике. Одно из самых важных упражнений для развития новорожденного на третьем месяце жизни. Время на животике помогает укрепить мышцы шеи, плеч и рук младенца, а также помогает ему научиться ползать и переворачиваться. Чтобы малышу было весело и интересно, положите вокруг него несколько игрушек или разговаривайте с ним, когда он лежит на животике.
  • Учимся держать предметы. Еще одно важное упражнение — научиться держать предметы обеими руками. Это помогает малышам развивать моторику и координацию мелкой моторики. Давайте ребенку различные предметы, например, погремушки или прорезыватели для зубов, чтобы он потренировался держать их обеими руками.
  • Учимся дотягиваться. Нужно помогать ребенку тянуться к предметам, размещая их на расстоянии вытянутой руки, чтобы он мог схватить их. Это также поможет развить мышцы рук и координацию движений.

Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развиваться не только физически, но и умственно, развивая новые навыки: зрительно-моторную координацию и способность решать проблемы.

Третий скачок развития – период нюансов

Недели 11-12 — это третий скачок развития, называемый периодом нюансов. Малыш заметно меняется:

  • замечает особенности во внешности;
  • узнает тон голоса родных;
  • может нервничать и даже плакать, когда у кровати стоит чужой человек или животное.

Наконец-то ребенок осознанно пытается тянуть руки к игрушке, к которой хотел бы прикоснуться. Он начинает координировать свои глаза с движением головы.

После третьего скачка развития ребенок:

  • поворачивает голову в сторону родителя или интересующего его объекта;
  • обеими руками хватает предметы;
  • издает все больше звуков.

Развивающие упражнения для новорожденного в четвертый месяц жизни

В это время младенцы начинают исследовать окружающую среду и развивать новые навыки. Чтобы помочь малышу достичь максимума на этом этапе развития, нужно выполнять с ним следующие упражнения:

  • Лежание на животике. Это помогает укрепить мышцы шеи и спины, а также научить ребенка двигать руками и ногами. Чтобы сделать это упражнение, положите ребенка на живот, пока он бодрствует и находится под присмотром. Поговорите с ним, пока он находится в таком положении, чтобы он привык к ощущению нахождения на животе.
  • Дотягивание до предметов. Положите игрушку или другой предмет немного в стороне от малыша, чтобы ему пришлось потянуться, чтобы схватить его. Этот метод учит использовать обе руки вместе и улучшает зрительно-моторную координацию.
  • Общение. Вы можете способствовать развитию речи, разговаривая или напевая в течение дня. Используете простые слова или фразы, чтобы их было легче понять.
  • Игра в «ку-ку». Полезна для стимулирования когнитивного развития в этом возрасте. Эта игра помогает развивать навыки памяти, а также учит причинно-следственным связям между действиями и реакциями.

Развивающие упражнения — важная часть помощи малышам в достижении вех на четвертом месяце жизни, но не забывайте и о важности общения! Проводя максимум времени с малышом каждый день, вы создадите прочную эмоциональную связь, которая сохранится далеко за пределами четвертого месяца!

Четвертый скачок развития – период событий

Следующий прыжок, приходящийся на 4 — 5-й месяц жизни, называется периодом событий. Ребенок становится все более коммуникабельным, способным произносить согласные, хотя это еще не связано с сознательной речью, он реагирует на свое имя. Малыш четко выражает скуку, на развлечения реагирует громким смехом. 

В этом возрасте многим родителям нет покоя: малыша все интересует, ему все хочется потрогать, поэтому он требует, чтобы его носили на руках. Ребенок может просыпаться ночью, требуя внимания и игр.

Он уже может намеренно дотянуться до игрушки. Также замечает причинно-следственные связи. Результатом этого становятся известные всем родителям действия: малыш гремит погремушкой, бьет ложкой об стол и бросает игрушки, чтобы получить ожидаемый эффект – звук и реакцию родителей.

После четвертого скачка в развитии ребенок:

  • намеренно бросает предметы на пол;
  • реагирует на свое имя;
  • лежа на животе, высоко поднимает голову;
  • лежа на спине, отталкивается ногами;
  • иногда пытается ползти.

Развивающие упражнения для новорожденного в пятый месяц жизни

Пятый месяц жизни является важной вехой. В это время ребенок начинает тянуться к предметам и даже может начать переворачиваться. Сейчас важно обеспечивать стимулирующие занятия:

  • Время на животике. Это отличный способ укрепить мышцы шеи и спины, а также поощрить ребенка к изучению окружающей среды. Разложите вокруг малыша несколько игрушек и позвольте ему исследовать их, лежа на животике.
  • Дотягивание и хватание. Положите несколько игрушек на расстоянии вытянутой руки, мягко направляя ручки малышки к нужной игрушке. Это будет способствовать развитию зрительно-моторной координации, а также мелкой моторики.
  • Разговоры, пение, говорящие игрушки. Отлично подходят для развития языковых навыков у малышей в этом возрасте! Попробуйте корчить смешные рожицы или петь вместе детские стишки — эти занятия помогут стимулировать развитие речи.
  • Время для чтения. Совместное чтение книг — это отличное занятие для общения с ребенком и одновременно обучение его языку и новым понятиям, таким как цвета, формы, животные и т. д. Обязательно используйте простые слова при чтении, чтобы малыш быстрее начал понимать основное!

Обеспечивая такие стимулирующие занятия, как «время на животик», игры на дотягивание и хватание, разговорные игры и «время чтения», вы сможете дать вашему новорожденному все необходимые инструменты для успешного развития в этот важный период его жизни!

Продолжение статьи

  1. 7 скачков развития мозга ребенка на первом году жизни — 1 часть.
  2. Скачки развития у детей до года. Полезные развивающие упражнения — 2 часть.