Младенцы начинают учиться с момента появления на свет, и их мозг быстро развивается в первые двенадцать месяцев жизни. Хотя на этом этапе когнитивные способности малыша еще относительно примитивны, мозг полон потенциала, готового к раскрытию. От распознавания выражений лица и начала понимания языка до установления связей между причиной и следствием — мозг ребенка в течение первого года жизни развивается скачками.
В этой статье вы узнаете об особенностях и достижениях каждого из этапов развития ребенка до года и о том, какие упражнения помогут лучше развить способности малыша. С каждым месяцем их все больше, и они все сложнее.
Что происходит в первый год жизни — почему он так важен
В первые несколько месяцев после рождения ребенок может узнавать знакомые голоса, распознавать основные выражения лица — улыбки и строгий взгляд. Малыши также начинают делать успехи в понимании языка, постепенно переходя от восприятия отдельных слов к пониманию более сложных предложений. По мере совершенствования навыков обработки звука младенцы начинают различать такие тонкие компоненты речи, как интонация и ритм.
Примерно к шести месяцам у ребенка хорошо развито зрение, что позволяет ему понимать смысл того, что он видит. К этому моменту малыши уже умеют следить глазами за движущимися объектами и узнавать знакомые лица. По мере того, как им становится все легче распознавать лица, они учатся выражать эмоции с помощью мимических сигналов: улыбки, когда они счастливы, или нахмуривания бровей, когда напуганы.
По мере взросления младенцев их способность к решению проблем значительно возрастает: от складывания кубиков вместе в возрасте около семи месяцев до конструирования целых объектов из нескольких частей к одиннадцати месяцам. Каждая веха представляет собой невероятный рост когнитивных способностей для столь юного возраста!
Еще более впечатляет способность младенцев понимать причинно-следственные связи к 8–9 месяцам, что не наблюдается у животных до гораздо более поздних стадий развития. Это позволяет детям очень быстро изучать невероятно сложные схемы, когда предоставляются соответствующие возможности для исследования и игры.
В целом, первые двенадцать месяцев очень важны для развития мелкой и грубой моторики, непосредственно влияющей на координацию движений. Поэтому игрушки, должны быть не только забавными, но и играть важную роль в интеллектуальном развитии!
Роль родителей в развитии ребенка до одного года
Итак, подведем итог: в течение первого года жизни мозг младенцев претерпевает быструю трансформацию от примитивного распознавания к более абстрактному пониманию, что позволяет им устанавливать взаимосвязи между причинами и следствиями, а также правильно воспринимать окружающие сигналы коммуникации!
Хотя этот процесс хорошо продуман природой и безусловно впечатляет сам по себе, есть много способов, которыми родители могут внести свой вклад, проводя стимулирующие занятия, способствующие развитию физической координации, и дающие возможность для содержательного диалога во время совместного времяпрепровождения. Возможно, сейчас спуск с горки или игра в прятки выглядят просто мило, но никогда не знаешь, какие открытия в будущем может сделать твой малыш благодаря этим драгоценным моментам!
Общение с родителями также способствует развитию социальных способностей. Краткие беседы, выражающие чувства, помогают прояснить эмоциональное состояние, а также дают детям практику правильного реагирования — это позволяет рано научить их сопереживанию!
7 скачков развития малыша в первые 12 месяцев жизни — почему ребенок капризничает?
Ученые определили семь скачков развития, происходящих в первый год жизни ребенка. Физически малыш развивается линейно, т.е. достаточно равномерно, а вот развитие мозга, отвечающего за когнитивные, интеллектуальные и эмоциональные возможности, происходит семимильными шагами.
Каждый шаг – это своеобразная веха в развитии ребенка. Никогда больше человек не сможет достичь за 12 месяцев столько, сколько в первый год жизни. Малыш, полностью зависимый от окружающих, вдруг становится индивидуумом, способным самостоятельно ходить и общаться, выражая свои мысли жестами и звуками, а ещё он уже умеет мыслить.
Продолжительность периодов развития приблизительна, скорость развития каждого ребенка индивидуальна. Скачки проявляются заметным и длящимся не менее нескольких дней изменением поведения ребенка – он становится раздражительным, плаксивым, плохо спит, может временно плохо есть. Одни дети проходят через эти периоды капризничая и изводя окружающих, у других изменения происходят плавно.
С каждым скачком развития ребенок видит, чувствует и понимает больше, так как получает все больше внешних стимулов, чем раньше. Это связано с интенсивным развитием мозга, обрабатывающим все больше информации. С этим же связаны изменения в поведении малыша. Он плачет и раздражается потому, что чувствует себя неуверенно из-за новых, постоянно добавляющихся раздражителей.
Например, внезапно младенец обнаруживает, что взрослые разные — есть родные и чужие, он начинает понимать, что существует мимика, или вдруг осознает, что у него есть ручки и ножки, которыми он может двигать и даже что-то трогать или хватать. Сначала ребенок не знает, что с этим делать. До сих пор мир был безопасен и понятен, но ситуация кардинально изменилась. Это вызывает дискомфорт, и малышу нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации.
Как только малыш разбирается с новыми навыками, он начинает активно ими пользоваться. Поэтому часто, после недельки капризов, связанных со скачком развития, отмечается огромный рост навыков.
Первый скачок развития – период впечатлений
Первый скачок развития происходит на 5-й неделе жизни и называется периодом ощущений. Новорожденный становится младенцем. В его поведении происходят следующие изменения:
- он более внимательный;
- дольще бодрствует;
- более осознанно воспринимает прикосновение;
- в ответ на голос и ласковое прикосновение начинает улыбаться.
Образы становятся более четкими, и он способен фокусироваться на них. В момент плача, который может быть вызван внезапным незнакомым звуком, появляются слезы.
После первого скачка развития ребенок слушает и смотрит с большей концентрацией, начинает улыбаться, время между сном увеличивается, он лучше переваривает пищу, отсюда меньше проблем с кишечником и реже срыгивание.
Развивающие упражнения для новорожденного в 1-й месяц жизни
Предоставление новорожденным возможности исследовать окружающую среду с помощью игр и занятий очень важно. Упражнения в этот период способствуют физическому и когнитивному росту, социальному и эмоциональному развитию.
Занятия в первый месяц могут включать следующее:
- прикладывание к животику;
- предоставление возможности использовать руки для хватания и исследования;
- контакт кожа к коже;
- реагирование на сигналы младенца голосом;
- знакомство с музыкой и сказками.
Развивающие упражнения для новорожденного во 2-й месяц жизни
На втором месяце жизни новорожденный ребенок быстро осваивает новые навыки и набирается сил. Чтобы поддержать физический и эмоциональный рост, родители должны проводить развивающие упражнения, которые помогут ребенку достичь важных рубежей.
Эффективными в физическом плане будут следующие занятия:
- нежное поглаживание животика;
- массаж;
- игры с игрушками, побуждающими дотягиваться или хватать.
Разговоры с новорожденным и пение песен помогут начать распознавать язык и формировать слуховые ассоциации. Все занятия должны проводиться с любовью и терпением.
Второй скачок развития – период закономерностей и различий
Второй скачок, называемый периодом паттернов и различий, происходит в возрасте 7-9 недель. В этот период малыш обнаруживает, что руками можно управлять. Малыш начинает играть с ними, класть их в рот, хватать предметы, к которым прикасается (пока еще случайно).
Ребенок слушает чужие голоса и сам издает разные звуки, внимательно их слушая. Он уже различает мимику на лицах близких людей. Уже на этом этапе для него становятся понятны некоторые закономерности. Например, он может помнить, что в ванне его ждет приятна процедура. Если его напугали, он долго будет помнить это, и будет плакать, ещё не коснувшись воды. Он может помнить, что после ванны будет массаж, а затем кормление. Поэтому очень важно соблюдать режим дня — это дает ребенку чувство защищенности.
После второго развивающего этапа ребенок:
- интенсивно машет руками и ногами;
- может схватить и подержать игрушку;
- начинает поднимать голову;
- охотно гулит и слушает приятные звуки.
Развивающие упражнения для новорожденного в третий месяц жизни
Есть несколько простых упражнений, которые помогут вашему новорожденному на третьем месяце жизни расти и учиться:
- Время на животике. Одно из самых важных упражнений для развития новорожденного на третьем месяце жизни. Время на животике помогает укрепить мышцы шеи, плеч и рук младенца, а также помогает ему научиться ползать и переворачиваться. Чтобы малышу было весело и интересно, положите вокруг него несколько игрушек или разговаривайте с ним, когда он лежит на животике.
- Учимся держать предметы. Еще одно важное упражнение — научиться держать предметы обеими руками. Это помогает малышам развивать моторику и координацию мелкой моторики. Давайте ребенку различные предметы, например, погремушки или прорезыватели для зубов, чтобы он потренировался держать их обеими руками.
- Учимся дотягиваться. Нужно помогать ребенку тянуться к предметам, размещая их на расстоянии вытянутой руки, чтобы он мог схватить их. Это также поможет развить мышцы рук и координацию движений.
Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развиваться не только физически, но и умственно, развивая новые навыки: зрительно-моторную координацию и способность решать проблемы.
Третий скачок развития – период нюансов
Недели 11-12 — это третий скачок развития, называемый периодом нюансов. Малыш заметно меняется:
- замечает особенности во внешности;
- узнает тон голоса родных;
- может нервничать и даже плакать, когда у кровати стоит чужой человек или животное.
Наконец-то ребенок осознанно пытается тянуть руки к игрушке, к которой хотел бы прикоснуться. Он начинает координировать свои глаза с движением головы.
После третьего скачка развития ребенок:
- поворачивает голову в сторону родителя или интересующего его объекта;
- обеими руками хватает предметы;
- издает все больше звуков.
Развивающие упражнения для новорожденного в четвертый месяц жизни
В это время младенцы начинают исследовать окружающую среду и развивать новые навыки. Чтобы помочь малышу достичь максимума на этом этапе развития, нужно выполнять с ним следующие упражнения:
- Лежание на животике. Это помогает укрепить мышцы шеи и спины, а также научить ребенка двигать руками и ногами. Чтобы сделать это упражнение, положите ребенка на живот, пока он бодрствует и находится под присмотром. Поговорите с ним, пока он находится в таком положении, чтобы он привык к ощущению нахождения на животе.
- Дотягивание до предметов. Положите игрушку или другой предмет немного в стороне от малыша, чтобы ему пришлось потянуться, чтобы схватить его. Этот метод учит использовать обе руки вместе и улучшает зрительно-моторную координацию.
- Общение. Вы можете способствовать развитию речи, разговаривая или напевая в течение дня. Используете простые слова или фразы, чтобы их было легче понять.
- Игра в «ку-ку». Полезна для стимулирования когнитивного развития в этом возрасте. Эта игра помогает развивать навыки памяти, а также учит причинно-следственным связям между действиями и реакциями.
Развивающие упражнения — важная часть помощи малышам в достижении вех на четвертом месяце жизни, но не забывайте и о важности общения! Проводя максимум времени с малышом каждый день, вы создадите прочную эмоциональную связь, которая сохранится далеко за пределами четвертого месяца!
Четвертый скачок развития – период событий
Следующий прыжок, приходящийся на 4 — 5-й месяц жизни, называется периодом событий. Ребенок становится все более коммуникабельным, способным произносить согласные, хотя это еще не связано с сознательной речью, он реагирует на свое имя. Малыш четко выражает скуку, на развлечения реагирует громким смехом.
В этом возрасте многим родителям нет покоя: малыша все интересует, ему все хочется потрогать, поэтому он требует, чтобы его носили на руках. Ребенок может просыпаться ночью, требуя внимания и игр.
Он уже может намеренно дотянуться до игрушки. Также замечает причинно-следственные связи. Результатом этого становятся известные всем родителям действия: малыш гремит погремушкой, бьет ложкой об стол и бросает игрушки, чтобы получить ожидаемый эффект – звук и реакцию родителей.
После четвертого скачка в развитии ребенок:
- намеренно бросает предметы на пол;
- реагирует на свое имя;
- лежа на животе, высоко поднимает голову;
- лежа на спине, отталкивается ногами;
- иногда пытается ползти.
Развивающие упражнения для новорожденного в пятый месяц жизни
Пятый месяц жизни является важной вехой. В это время ребенок начинает тянуться к предметам и даже может начать переворачиваться. Сейчас важно обеспечивать стимулирующие занятия:
- Время на животике. Это отличный способ укрепить мышцы шеи и спины, а также поощрить ребенка к изучению окружающей среды. Разложите вокруг малыша несколько игрушек и позвольте ему исследовать их, лежа на животике.
- Дотягивание и хватание. Положите несколько игрушек на расстоянии вытянутой руки, мягко направляя ручки малышки к нужной игрушке. Это будет способствовать развитию зрительно-моторной координации, а также мелкой моторики.
- Разговоры, пение, говорящие игрушки. Отлично подходят для развития языковых навыков у малышей в этом возрасте! Попробуйте корчить смешные рожицы или петь вместе детские стишки — эти занятия помогут стимулировать развитие речи.
- Время для чтения. Совместное чтение книг — это отличное занятие для общения с ребенком и одновременно обучение его языку и новым понятиям, таким как цвета, формы, животные и т. д. Обязательно используйте простые слова при чтении, чтобы малыш быстрее начал понимать основное!
Обеспечивая такие стимулирующие занятия, как «время на животик», игры на дотягивание и хватание, разговорные игры и «время чтения», вы сможете дать вашему новорожденному все необходимые инструменты для успешного развития в этот важный период его жизни!
Продолжение статьи
- 7 скачков развития мозга ребенка на первом году жизни — 1 часть.
- Скачки развития у детей до года. Полезные развивающие упражнения — 2 часть.