Возведение всевозможных построек из строительного материала, развившееся из складывания и раскладывания разных небольших предметов малюткой, является одним из любимейших занятий уже в младшем дошкольном возрасте. Достигая кульминационного пункта приблизительно в 5-6 лет, когда ребенок уже возводит большие сложные постройки с воспроизведением в связи с этим целых полос жизни, а не только отдельных сцен, строительная деятельность затем начинает постепенно ослабевать. Это не надо понимать так, что в старшем дошкольном возрасте строительные игры занимают малое место: старший дошкольник строительством при соответствующих условиях занимается охотно и немало. Но все же кривая увлечения строительными играми в этом возрасте начинает падать.
Зато из тех видов детской деятельности, которые родственны искусству взрослых, в старшем дошкольном возрасте значительно развивается при благоприятных условиях формирующая деятельность, в частности лепка. Развитие этой деятельности, конечно, зависит также от того, имеет ли ребенок соответствующий материал – глину, пластилин и т. п. Если нет у него под рукой подходящего материала, он, конечно, не лепит, так же как не строит домиков, если не имеет строительного материала. Но при условии наличности материала дети старшего дошкольного возраста охотно занимаются формирующей деятельностью.
Этапы развития формирующей деятельности ребенка изучены пока только в самых общих чертах. В основном, можно установить три основных этапа. Первый, относящийся к более младшему возрасту, – простое манипулирование поддающимся формированию материалом. Второй – стадия интерпретации, когда ребенок интерпретирует так же, как в соответствующей стадии при рисовании, то, на что случайно оказался похожим в результате манипулирования формируемый материал. Наконец, третий этап – стадий целесообразного формирований, когда ребенок еще до формирования ставит себе целью изготовить что-либо сходное с реальным предметом (яблоко, человека и т. п.). Так как формирующая деятельность имеет обыкновенно дело с пачкающим материалом, то в семье она чаще всего не поощряется. Зато в детских садах ее с полным основанием культивируют, и именно практика детских садов выявила значение формирующей деятельности для развития ребенка.
По отношению к руке дошкольный возраст можно назвать возрастом развития кисти и пальцев, и именно в старшем дошкольном возрасте идет очень интенсивное развитие моторики пальцев, в частности гибкости кончиков пальцев и мускулатуры большого пальца. Как раз лепка является прекрасным упражнением для этого. Замечено, что дети, занимающиеся лепкой, впоследствии легче овладевают техникой письма. С другой стороны, детям, которым трудно учиться писать, рекомендуют упражняться в лепке. Формирующая деятельность дошкольника развивает ребенка и в интеллектуальном отношении: она знакомит его с явлениями деформации (сжимание, растягивание) и стереометрическими круглыми телами: в то время как строительная деятельность, оперирующая с кубиками и брусками, знакомит ребенка с кубом и призмой, формирующая деятельность дает практическое знание шара и цилиндра.
В старшем дошкольном возрасте рисование ребенка вступает в новую стадию. На этой стадии ребенок – реалист: он в своем рисунке стремится представить с максимальной точностью рисуемый предмет. Но между его реализмом и реализмом взрослого художника еще очень большая разница: взрослый стремится рисовать предмет со всеми его видимыми деталями, а ребенок – со всеми деталями, даже такими, которые при данных условиях нельзя видеть.
Одним из основных приемов рисования ребенка на этой стадии является рисование раздельно того, что на самом деле не кажется таковым. Так, например, рисуя человека, ребенок рисует каждый из его волосков на голове отдельно друг от друга, а шапку на голове не так, чтоб она закрывала часть головы, а над головой, так что вся голова видна.
Второй прием ребенка – рисовать предметы, так сказать, прозрачными: он рисует дерево на земле вместе с корнями, домик и то, что внутри его, вагон с пассажирами внутри и т. д.
Следующий прием ребенка можно назвать переворачиванием. Этот прием употребляется ребенком преимущественно там, где взрослый стал бы изображать в перспективе. Так, например, ребенку хотелось нарисовать женщину, сидящую перед колыбелью с ребенком, и он поступил так: рисует колыбель ниже женщины, а в колыбели ребенка вниз головой. Другой пример: рисуя аллею деревьев, ребенок нарисовал дорожку и перпендикулярно к ней, в горизонтальном положении, деревья.
Четвертый прием – смешение различных точек зрения. Так, например, рисуя лежащего в кровати человека, ребенок может нарисовать кровать в профиль, а лежащего на ней человека так, как его видели бы сверху. Другой пример: рисуя лошадку, ребенок нарисовал одно ухо на своем месте, а другое – ниже рта, т, е. так, как если бы смотрели на эту голову сверху.
Вследствие вышеназванных недостатков рисунки старших дошкольников кажутся нередко странными и непонятными. Однако эти недостатки – недостатки с точки зрения взрослых. По сравнению же с предыдущим возрастом они – прогресс.