Вы сейчас просматриваете Основные признаки и этапы развития инфекционных болезней у детей

Все инфекционные заболевания, и детские тоже имеют много особенностей, но общими для них являются определенные симптомы и этапы их течения.

инфекция

Какие признаки развития инфекции наблюдаются у детей

На внедренный в организм возбудитель, организм ребенка отвечает сложным набором патологических реакций и в течение болезни в нем происходят много изменений. В обмене веществ, в терморегуляции, изменяется нервная, сердечнососудистая, дыхательная и пищеварительная системы.

Практически во всех случаях возникновения инфекционного заболевания у ребенка проявляются признаки интоксикации, то есть отравления организма продуктами жизнедеятельности микробов и вирусов: головная боль, тошнота, чувство разбитости, общая слабость, лихорадка.

Но если головная боль и плохое самочувствие могут встречаться не только при инфекционных болезнях, а бывают и при обычном переутомлении, то повышение температуры тела — объективный признак начала инфекционного заболевания.

Лихорадочные реакции неинфекционной природы встречаются крайне редко. Поэтому почти безошибочно можно думать об инфекции, если у ребенка повысилась температура. Обычный медицинский термометр (градусник) — вот первый инструмент для диагностики, который должен быть в каждой семье.

  • У здорового ребенка в обычной обстановке температура кожи колеблется в пределах 36—37. Лишь в грудном возрасте, когда терморегуляция организма ребенка несовершенна, могут возникать незначительные и кратковременные подъемы температуры при нарушении режима питания, сна, при возбуждении или перегревании тела.
  • При лихорадке больные вначале нередко жалуются на озноб. Им становится холодно, и они стремятся теплее укрыться. Это первый признак нарушения терморегуляции под влиянием веществ, выделяемых микроорганизмами. При возвращении к более уравновешенному состоянию терморегулирующего центра организм начинает реагировать большей отдачей тепла, что сопровождается ощущением жара и проливным потам.
  • Характер лихорадки (температурная кривая) при многих заразных болезнях весьма типичен. На протяжении заболевания подъемы температуры могут быть однократными или многократными, длительными или относительно кратковременными.

Наиболее высокая температура обычно регистрируется вечером, тогда как утром она, как правило, несколько снижается. Поэтому температура должна измеряться как минимум два раза в сутки: до завтрака и около 18—19 часов. Результаты измерения вносят в специальный график вместе с частотой пульса, который у здорового человека обычно колеблется от 60 до 80 ударов в минуту.

При подъеме температуры синхронно повышается и частота сердечных сокращений, поэтому опытные врачи иногда и без термометра приблизительно определяют температуру тела по учащению пульса.

Температура и частота пульса увеличивается у больного на разных стадиях болезни эти изменения сопровождаются появлением и исчезновением других характерных симптомов заболевания (сыпь, кашель, конъюнктивит).

Как правильно измерить температуру

Термометры имеют шкалу от 34 до 42 по Цельсию с делениями в 0,1. Обычно применяются так называемые максимальные градусники, сконструированные таким образом, что после подъема столбика ртути по капилляру он остается на месте и может поступить обратно в резервуар только после встряхивания термометра.

Измерение температуры желательно производить в левой подмышечной впадине, которую нужно предварительно вытереть насухо, так как влажный термометр покажет более низкую температуру. Термометр держат около 10 минут, по возможности лежа, в спокойном состоянии.

Ошибки при измерении температуры возникают, когда градусник выпадает из подмышечной впадины (например, у спящего или тяжелого больного) или когда термометр находится рядом с горячими предметами (стакан чая, грелка).

Периоды развития инфекции: стадии заболевания

Детские инфекции бывают цикличны. Она наблюдается в определенной последовательности в развитии, нарастании и убывании симптомов болезни. Обычно течение болезни имеет следующие периоды: инкубационный период, начальный, основной, период угасания, и период выздоровления.

  • Инкубационный период — период накапливания в организме человека возбудителей болезни и их токсинов. Так симптомы пока не проявляются, внешне человек выглядит здоровым. Но больные уже становятся заразными. При этом он уже опасен для окружающих его сверстников. Длительность инкубационного периода может быть разной в зависимости от болезни, но не более 14 дней.
  • Начальный период характеризуется проявлением первых симптомов, обнаруживающихся в поведении, капризности, потере аппетита, ухудшении сна. В этот период родители в первый раз замечают, что ребенок болеет. На всякий случай, пока не известен диагноз его надо оградить от общения с другими детьми и вызвать врача.
  • Течение основного периода болезни у детей особенно острое, появляются все остальные симптомы, вплоть до судорог и потери сознания. Иногда болезнь может протекать в стертой форме, с небольшим проявлением симптомов и тогда только врач может установить диагноз.

Вот характерный случай.

Летом двухлетняя Таня была у бабушки в деревне. Там она заболела: появилась сыпь на лице и туловище, подскочила температура, но самочувствие оставалось хорошее, и поэтому бабушка не очень беспокоилась о состоянии внучки и не стала вызывать врача. Она слышала, что после противокоревой прививки, некоторые дети переносят легкую форму кори.

Действительно, через два дня девочка была практически здорова, продолжала играть с детьми, и необходимость в вызове врача, как считала бабушка, полностью отпала.

Осенью в детском саду мать заявила, что дочь переболела корью и прививки против кори ей делать не следует. До этого девочка часто болела и страдала аллергическими реакциями, поэтому прививкам она не подвергалась. Врачи потребовали соответствующую справку, но таковой не оказалось. Тогда они спросили о характере болезни, но и на этот вопрос не получили удовлетворительного ответа.

Как бы то ни было, прививка против кори у этой девочки была задержана до выяснения обстоятельств. Пока мать пыталась по почте получить от бабушки подробное описание заболевания, в городе началась эпидемия кори. Единственная из всего детского сада Таня переболела корью, которая к тому же осложнилась у нее гнойным воспалением ушей. Летом же у нее была, как выяснилось, краснуха, которую бабушка приняла за «легкую корь».

Подобные случаи нередки, поэтому врачи, получив от матери сведения о перенесенных болезнях ребенка, подробно расспрашивают об их течении и, как правило, справляются о перенесенных инфекциях по специальным медицинским документам, которые ведутся на каждого ребенка в поликлинике.

Как отличить скарлатину, корь, краснуху, ветряную оспу по сыпи

Общие проявления болезни сопутствуют с типичными для данной болезни симптомами. Скарлатина, корь, краснуха, ветряная оспа сопровождается сыпью. Выражена она по-разному у разных болезней: по времени высыпания, локализации, по виду и цвету, по характеру развития.

Различают несколько видов сыпи.

  • Розеолезная состоит из отдельных розовых пятнышек величиной 2—4 мм в диаметре. Элементы этой сыпи не сливаются между собой, исчезают при надавливании на кожу, после чего появляются вновь.
  • В отличие от этого при так называемой петехиальной сыпи растяжение кожи не влияет на вид сыпи, поскольку она связана с микрокровоизлияниями, не исчезающими при надавливании.
  • Встречается сыпь типа пивницы, которая возникает внезапно и обычно бесследно исчезает. Напротив, при возникновении пузырьков с прозрачным (везикулы) или гнойным (пустулы) содержимым на коже и слизистых могут длительное время оставаться их следы.

Что делать, если у ребенка появилась сыпь

Первое, что должна сделать мать, обнаружив какую-либо сыпь, это положить ребенка в постель, измерить температуру и изолировать его от других детей. Затем нужно вызвать врача и, если будет поставлен диагноз детской инфекции, предупредить соседей и немедленно сообщить в детское учреждение (сад, ясли, школа) о болезни ребенка. Детей с сыпью ни в коем случае нельзя приводить в поликлинику во избежание заражения других детей и возникновения осложнений у своего ребенка.

Вызывать врача к больному с температурой (тем более с сыпью) необходимо в первый же день, ни в коем случае не позже третьего дня. Дело в том, что ряд серьезных заболеваний начинается с общих симптомов недомогания, боли в горле, насморка, которые родители могут ошибочно считать преходящими, не требующими медицинского вмешательства.

Длительность острого периода болезни различна и зависит как от характера заболевания, так и от эффективности лечения и ухода. Чем раньше будет начато правильное лечение, тем больше шансов на быстрый и благополучный исход болезни.

В условиях домашнего лечения правильный режим больного зависит от родителей, следовательно, они должны быть знакомы с основами ухода за заболевшим ребенком.

В результате лечения и правильного ухода признаки заболевания через некоторое время постепенно исчезают, самочувствие ребенка улучшается — начинается период выздоровления. Но это не значит, что все уже в порядке, все опасности для здоровья малыша позади. Ребенок в это время находится в неустойчивом состоянии. Несмотря на видимое благополучие, изменения, произошедшие в его организме во время болезни, еще не исчезли, и погрешности в режиме могут привести к осложнениям.

Об этом нужно помнить и не выпускать раньше времени ребенка на прогулки, не допускать больших физических нагрузок, оберегать от охлаждения, соблюдать режим сна и качественного питания. В дальнейшем нужно постепенно переходить к закаливанию организма ребенка путем воздушных и солнечных ванн, водных процедур и других оздоровительных мероприятий, которые применяют после консультации врача.