Вы сейчас просматриваете Отношение малыша к людям

Грудной младенец, нуждающийся в уходе, окружен преимущественно взрослыми. Но чем старше становится ребенок, тем в большей степени начинает общаться он с детьми. На примере единственных детей можно видеть, как отзывается на ребенке пребывание исключительно среди взрослых. Изучение единственных детей показало, что, сравнительно с другими детьми, они обладают при прочих равных условиях несколько более высоким умственным развитием, но в то же время либо чрезмерно застенчивы и впечатлительны, либо очень избалованы, притязательны и не привыкли считаться с окружающими.

отношение малыша к людям

Пребывание исключительно среди взрослых предъявляет к нервной системе ребенка высокие требования как высоким в психологическом отношении уровнем взрослой жизни, так и тем, что взрослые нередко чрезмерно беспокоят ребенка, превращая его в своеобразную игрушку для себя. В результате получается нервный, слишком впечатлительный ребенок. Чрезмерный уход за таким ребенком делает его непрактичным, балованным, притязательным, эгоистичным. Ограниченный же круг общения делает его боязливым по отношению к чужим людям, в том числе и к товарищам. Таким образом, пребывание ребенка исключительно в среде взрослых вредно для его развития. Но в то же время эти дети при прочих одинаковых условиях отличаются более высоким умственным развитием. Это служит возражением против тех педагогов, которые, перегибая палку, настаивают на почти исключительном пребывании ребенка в среде детей. В развитии маленького ребенка огромную роль играет подражание, посредством которого ребенок включается в участие в жизни окружающей общественной среды и усваивает множество умений и знаний. Ограждение ребенка от широкого общения с взрослыми суживает круг его подражаний и лишает очень важных стимулов его развитие. Маленькие дети, растущие почти исключительно в общении только с детьми того же возраста, обычно отстают в умственном развитии.

Получаемый от взрослых уход и участие в жизни взрослых привязывают малышей к своим воспитателям. На вопрос: «кого ты больше всего любишь?» малыш обыкновенно называет своих воспитателей. Но по отношению к ним у него не только чувство любви: родители, вообще воспитатели, представляются ребенку очень авторитетными. Только в исключительных случаях, когда авторитет воспитателя подорван им самим (баловство) или окружающими (отсутствие единой педагогической линии), этого нет. Вообще же воспитатель для малыша своего рода идеал. Естественно, что при таком положении вещей ребенок слушает воспитателей. Как правило, уже в 2 года ребенок исполняет простые приказания и поручения и задает определенные вопросы. Он уже знает в основном, что в его поведении одобряет и не одобряет окружающая общественная среда. Для возраста же 3-5 лет характерно усвоение в виде достаточно стойких привычек принятых в общежитии действий во время исполнения основных физиологических функций (еда, сон, умывание и т. п.), а также в отношении с людьми (приветствие, обращение и т. п.).

Но не только подражание, любовь, признание авторитета и послушание характеризуют отношение малыша к своим воспитателям. Для этого возраста характерно также и упрямство. Чаще всего ребенок бывает упрям в следующих случаях: 1) если требующее лицо не авторитетно для него; 2) если требуют от него того, что идет вразрез с его основными потребностями и нуждами; 3) если требуемое идет вразрез с уже имеющимися у него привычками; 4) если в данный момент на него действует в противоположном направлении какая-нибудь сильная приманка.

Находясь в сравнительно тесном кругу людей первое время своей жизни, малютка испытывает нередко боязнь по отношению к чужим людям. Эта боязнь бывает тем сильней, чем замкнутей тот круг людей, в котором растет ребенок. Наоборот, воспитывающийся в общественных учреждениях маленький дошкольник обычно уже не испытывает боязни или смущений перед чужими.

Застенчивость в психологии рассматривается как рудимент страха перед людьми. Она отсутствует в раннем детстве. У маленького дошкольника она уже развивается. Две причины главным образом ее питают. С одной стороны, все тот же страх перед чужими людьми. Другая причина – боязнь неодобрения со стороны окружающих людей (в этом возрасте, как мы уже знаем, ребенок в основном разбирается, что не одобряется окружающей средой). Постепенно из застенчивости развивается чувство стыда. Таким образом, застенчивость и стыд регулируются отношением и внушениями окружающих людей и, следовательно, социально обусловлены. При неправильных установках со стороны окружающей общественной среды может иметь место чрезмерная или ложная застенчивость, либо, наоборот, беззастенчивость ребенка.

Уже двухлетний ребенок нередко покровительственно относится к младшим детям. Еще в большей степени это замечается у трехлеток, которые, как правило, очень любят ухаживать за малютками и опекать их, правда, еще недостаточно умело. В это же время дети стремятся к общению с более старшими детьми, которым усиленно подражают и авторитет которых очень признают. В совместных играх маленьких дошкольников друг с другом мы видим уже совместную деятельность в отличие от предыдущего возраста, когда малютки скорее играют рядом друг с другом, чем вместе. У маленьких дошкольников мы видим уже вполне определенно совместную игру. Но поскольку игры этого возраста вообще несложны, постольку еще несложна объединяющая детей совместная деятельность. Для нее характерно, что она протекает преимущественно по типу простого сотрудничества, т. е. играющие дети делают одно и то же. Особенно это заметно в тех играх, которые по своему типу приближаются к подвижным играм. Разделение функций в детских играх раньше всего проявляется в тех подражательных играх, где дети воспроизводят разделение функций в быту (драматизация «матери» и «детей» и т. п.). В общем, маленький дошкольник компанию детей уже предпочитает обществу взрослых.

В рассматриваемом возрасте быстро растет самосознание ребенка: трехлетний ребенок при правильном воспитании уже знает свой пол и фамилию, а пятилетний – свой возраст и различие социального положения своих родителей, от родителей других детей, поскольку это различие проявляется в быту. В этом отношении можно говорить уже о начале (правда, только начале) социальных установок детей к представителям (главным образом детям) тех общественных групп, которые ему наиболее известны.