Вы сейчас просматриваете Речь маленького ребенка

Огромную роль в развитии обобщающего мышления ребенка играет усвоение слов. Усваивая слова, относящиеся к ряду сходных явлений, маленький ребенок тем самым наталкивается на открытие сходства в этих явлениях. На первых порах малыш даже злоупотребляет этим, прилагая одно и то же слово к чересчур широкой области предметов. Иногда же он прилагает данное слово к ряду предметов, сходных в каком-либо случайном, а не существенном признаке. Так, например, петухом он может называть всех птиц, всех животных с длинной шеей и т. п. Так, сначала еще не очень искусно, пользуется ребенок словам для установления сходства между явлениями или для формулирования уже найденного сходства: еще плохо различая специфические отличия предметов, он склонен в словоупотреблении чрезмерно расширять пользование данным словом; возможно, к этому побуждает также еще небольшой запас слов.

речь маленького ребенка

С грамматической точки зрения, младший дошкольный возраст может быть назван возрастом усвоения склонений и спряжений, наречий и предлогов. Как же усваивает ребенок склонения и спряжения? Конечно, не посредством соответствующих грамматических правил. Грамматические формы он усваивает, как и слова, при помощи подражания. Но ссылка на подражание не объясняет, как ребенок применяет эти формы в новых случаях, когда ему приходится самому в первый раз самостоятельно употреблять данное слово в той или иной форме. Такое уже самостоятельное, не основанное на подражании склонение и спряжение ребенка основывается на аналогии: новые формы ребенок образовывает по сходству с аналогичными, которые он усвоил посредством подражания.

Понятно, что при этом ребенок делает много ошибок, и в возрасте 2,5-3,5 лет пользование грамматическими формами еще очень неправильное, причем основной источник его ошибок – как раз аналогия. Так, например, ребенок говорит «ситил», по аналогии с «ходил». Под влиянием замечаний взрослых ребенок постепенно переходит к правильному пользованию грамматическими формами. Овладение глагольными формами дается с большим трудом, чем именными. Раньше всего в языке ребенка появляется повелительное наклонение, неопределенное и настоящее время изъявительного наклонения. Около 2,5 лет появляется прошедшее и будущее время. Приблизительно тогда же появляются вопросительные местоимения. Тогда же ребенок перестает путать личные местоимения, если он это делал раньше. Наоборот, остальными видами местоимений (кроме указательных), а также сослагательным наклонением маленький дошкольник обыкновенно не пользуется.

К концу третьего года появляются предлоги и наречия, овладением которых занят четвертый год. Союзы в речи маленького дошкольника появляются поздно, притом в очень небольшом количестве. Что касается числительных, употребление которых предполагает уже некоторое развитие отвлеченного мышления (отвлечение от качественных различий предметов), то пользование ими в данном возрасте очень ограниченное: трехлетний ребенок владеет лишь числами 1 и 2, и только в 3,5-4,5 года он научается правильно пользоваться числом 3. Характерно, что ребенок вначале связывает числа с определенными конкретными предметами: так, например, один трехлетний ребенок умел правильно сосчитать пару яблок, но не мог в то же время сказать, сколько у него глаз.

Если трехлетний возраст можно назвать возрастом овладения грамматическими формами, то четвертый год – возраст вопросов и словообразований. В пользовании языком можно различить у маленького ребенка несколько стадий. Самая ранняя стадия – язык как выражение желаний и как словесное указание, заменяющее жест. Таково самое раннее преднамеренное сознательное пользование языком. Уже годовалый ребенок находится в этой стадии: он пользуется словами для выражения желаний или требований, для указания появления или исчезновения предмета и т. п. Следующая стадия может быть названа стадией сообщений: ребенок пользуется языком для сообщения какого-нибудь факта, для сообщения какой-нибудь своей оценки (суп – горячий) и т. п.

Постепенно эти сообщения удлиняются, и от трехлетнего ребенка можно уже слышать рассказы о каком-нибудь событии, правда, еще короткие, не совсем связные, со многими языковыми неправильностями. Приблизительно в это время присоединяется еще новая стадия: язык как средство получения знаний. Ребенок начинает пользоваться языком, чтобы получать ответы на интересующие его вопросы. Разгар этих вопросов приходится на 3-5 лет. Первые детские вопросы, появляющиеся около 2 лет, – типа «кто?», «что?». Ребенок вначале обыкновенно удовлетворяется, если ему отвечают названием соответствующего предмета, лица, действия и т. д., причем иногда повторяет ответ как бы для того, чтобы лучше запомнить это слово. За вопросительными местоимениями появляются вопросительные наречия места. Позже появляется для «чего?» и «почему?» и, наконец, вопросительные наречия времени. То обстоятельство, что вопрос «почему?» ставит ребенок, еще не владеющий абстрактно-логическим мышлением и с плохо развитым представлением о времени, указывает, что детское «почему?» не является требованием логического обоснования и даже не есть вопрос о физической причине.

Ранний дошкольный возраст – возраст сильного обогащения словаря ребенка. Этот процесс, как и вообще весь процесс овладения языком, не просто пассивный процесс запоминания слов окружающей среды, но в значительной степени творческий процесс: ребенок сам создает ряд нужных ему слов. Так как в своем творчестве слов он руководится подражанием и аналогией, то ряд созданных им слов – правильно образованные слова, и со стороны даже нелегко решить, сам ли ребенок образовал эти слова или заимствовал их. Но, неудачно пользуясь аналогией, он иногда создает своеобразные или неправильно образованные слова: (например «дождит» вместо «дождь идет»). Такое словообразование характерно для четырехлетнего ребенка.

Среда играет огромную роль в развитии речи маленького дошкольника: давая или не давая ребенку много говорить и часто слышать речь взрослых, она ускоряет или замедляет развитие речи; литературный или неправильный говор среды делает литературной или неправильной речь ребенка. Но самая последовательность развития детской речи в общем идет всегда закономерно от одной стадии к другой. Таким образом, в одной среде наречие времени появляется у ребенка раньше, в большем количестве и в более правильном употреблении, чем у ребенка из другой среды. Но, конечно, ни у одного ребенка наречие времени не появляется раньше пользования именами существительными или глаголом. Существуют общие закономерности развитии детской речи, и в то же время существует огромное количество индивидуальных вариантов этого развития.