Вы сейчас просматриваете Рост подвижности в старшем дошкольном возрасте

Энергию человек получает из пищи. Число необходимых калорий равняется отношению граммов веса к сантиметрам роста, умноженному на девять. Для шестилетнего среднего мальчика это будет приблизительно 180 X 9 = 1620 калорий. Примерно половина этих калорий идет на основной обмен. Следовательно, на работу, выражающуюся во всякого рода движениях, приходится 810 калорий.

подвижность у дошкольника

Взрослому на основной обмен понадобится 2400 калорий. Если к этому числу прибавить 800 калорий, получается 3200 калорий – столько, сколько тратит взрослый, занятый сравнительно легкой работой. Таким образом, то количество энергии, которое расходует шестилетний ребенок в своих движениях, совпадает с тем количеством, которое тратит взрослый при сравнительно легком трудовом режиме.

Старший дошкольник резко отличается от младшего своей гораздо большей подвижностью. Пятый год, характеризуемый сильным увеличением подвижности, образует в этом отношении как бы границу между младшим и старшим дошкольным возрастом. Старший дошкольник с его подвижностью все с большим трудом укладывается в рамки обычного бытового режима, взрослые все больше жалуются на его излишнюю подвижность. Радиус его самостоятельных передвижений все увеличивается, игры его становятся все подвижнее.

По некоторым данным можно предполагать, что в старшем дошкольном возрасте происходит усиленный рост мышечной ткани и значительное увеличение мышечной силы. Мышечная сила шестилетнего мальчика, измеренная динамометром, все же еще очень небольшая: шестилетний мальчик в силах поднять с пола тяжесть, примерно в 7 раз меньшую, чем та, которую может поднять взрослый. Во столько же раз меньше, даже еще несколько хуже, выжимает шестилетка руками на динамометре.

Он – достаточно подвижное, но еще очень слабое существо, – будучи по подвижности почти равным взрослому, по силе, примерно в 7 раз слабее его.

Сердце ребенка, относительно более выносливое, чем сердце взрослого, чрезвычайно легко возбудимо и очень несовершенно регулируется в своей работе. Это обязывает оберегать ребенка от физических напряжений и волнений, вызывающих у ребенка учащенное или неправильное (перебои) сердцебиение и одышку. Но, с другой стороны, низкое кровяное давление, характерное для детей, плохо способствует передвижению крови. Неподвижный режим, продолжительное сидение или стояние в этом отношении вредны для детей. Наоборот, подвижность способствует улучшению кровообращения.

В старшем дошкольном возрасте правая рука становится сильнее левой, что, конечно, не безразлично для работы ребенка. Спирометрические данные с 4 до 6 лет удваиваются (с 500 куб. см в 4 года до 1000 куб. см в 6 лет). Величина спирометрических данных очень тесно коррелирует с вниманием, в котором процессы дыхания играют большую роль. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте столь важная физиологическая предпосылка для внимания имеется в гораздо большей степени, чем в младшем дошкольном возрасте.

Сильно подвижный, но еще физически очень слабый, не выдерживающий мало-мальски значительных физических напряжений, но уже способный к более сильному вниманию и гораздо менее устающий при интеллектуальном напряжении – таков старший дошкольник. Это – ребенок подвижного, но легкого в смысле нагрузки режима.

Игры маленького дошкольника главным образом строительные и подражательные, среди которых немалое место занимают бытовые (воспроизводящие бытовую жизнь) и транспортные (в поезд, пароход и т. п.) игры. В старшем дошкольном возрасте строительные игры, достигнув приблизительно на шестом году кульминационного пункта в отношении величины и сложности построек, начинают идти на убыль: они или постепенно совершенно исчезают из репертуара детских игр, или при благоприятных условиях переходят из архитектурных игр в игры типа мозаики или «конструктора». В них все заметней начинает выступать интеллектуальный момент. Самый конечный пункт их развития, находящийся уже далеко за пределами дошкольного возраста, – игры типа мозаики-головоломок.

Подражательные игры становятся гораздо сложнее по своей структуре и оригинальнее, более творческими, менее просто копирующими по своему содержанию. Поэтому термин «подражательная игра» здесь все менее и менее уместен. Это уже не просто подражательная игра, а более или менее сложная драматизация.

Понемногу начинают находить себе место подвижные игры, насколько можно проследить, вначале главным образом в виде хороводных игр или несколько позже в связи с тем, что американские исследователи называют бродячими играми. Однако расцвет подвижных игр приходится уже на школьный возраст.

Так, возросшая подвижность ребенка делает его игры более подвижными, а его интеллектуальный рост – более сложными. Несложная игра малютки не требует непременно участников. Полуторагодовалый ребенок играет сплошь и рядом один, да и совместная игра маленьких дошкольников выражается часто в том, что они играют вместе – рядом, один возле другого, но не один с другим. В старшем дошкольном возрасте это уже совместная игра в полном смысле этого слова: она уже требует нескольких участников, и ребенок стоит перед вопросом «с кем мне играть?» – вопросом, очень редким в предыдущем возрасте. Конечно, такие совместные игры встречаются и в младшем возрасте, но они там, в отличие от старшего возраста, не выступают на первый план.

Большая сложность игры и большое количество участников приводят к тому, что игра постепенно из игры-импровизации становится организованной игрой: дети не просто играют, а играют в определенную игру. Но разделение ролей в этой игре дается вначале не без труда; еще с большим трудом дается соблюдение правил игры.

Что касается игр-импровизаций, которые в этом возрасте все же еще доминируют, хотя и не занимают того исключительного места, какое имели в младшем дошкольном возрасте, то сюжеты их становятся и разнообразнее и шире. В младшем дошкольном возрасте содержание подражательных игр берется главным образом из домашнего быта и транспорта; в старшем – эти игры постепенно уступают место драматизации из общественного быта, а также драматизациям театрального типа, обыкновенно под влиянием театра.