Вы сейчас просматриваете Тяжелые осложнения гриппа у детей

С наступлением сырой, холодной погоды увеличивается вероятность заболеваний гриппом. И, конечно, мы, прежде всего, думаем о детях: их надо особенно оберегать, ибо для ребенка это заболевание представляет более острую угрозу, чем для взрослого.

грипп

Вирусы гриппа могут размножаться в дыхательных путях — вот почему грипп обычно (хотя и не обязательно!) сопровождается насморком, кашлем, осиплостью голоса. Но вирус оказывает и общее токсическое (отравляющее) действие на организм. Головная боль, слабость, головокружение, потеря аппетита, рвота — все это проявления гриппозной интоксикации. С них обычно и начинается заболевание.

К токсинам, вырабатывающимся в результате жизнедеятельности вируса гриппа, в основном чувствительна нервная система. Это наблюдение сделано уже давно. В XVIII веке, тогдашние медики, описывая одну эпидемическую вспышку, отмечали:
«Симптомы болезни представлялись настолько опасными, что она походила на нервную горячку».
Судя по описаниям, это был грипп.

Детская нервная система недостаточно еще созрела, функции ее несовершенны, поэтому при гриппе она страдает больше, чем у взрослых.

Специальные исследования показали, что наибольшие изменения возникают в гипоталамической области головного мозга. Этот регуляторный центр — гипоталамус более уязвим, так как имеет очень развитую сеть кровеносных сосудов, капилляров, а токсические остатки, вырабатываемые вирусами гриппа в процессе своей жизнедеятельности, особенно воздействуют на сосуды. Кроме того кровеносные сосуды гипоталамуса относительно проницаемы для токсинов и даже самих вирусов гриппа.

Нарушение регуляторной роли гипоталамуса часто приводит к нарушениям деятельности вегетативной нервной системы, проявляющимся кратковременным повышением или, наоборот, падением артериального давления, учащением или снижением частоты пульса, а также задержкой стула, потливостью.

Это при легких формах гриппа. Но при тяжелом течении болезни, когда затронуты и другие отделы нервной системы, последствия могут быть весьма серьезны.

При высокой температуре могут появляться судороги. К судорожным реакциям более склонны дети раннего возраста (до трех лет), но бывают и у детей постарше.

Самым тяжелым и опасным следствием гриппозной интоксикации является энцефалитический синдром: от резкого повышения температуры у ребенка теряется сознание, возможно появление частых и сильных судорог, галлюцинаций. При особо тяжелом течении болезни — расстройство дыхания и сердечной деятельности.

При появлении менингетального синдрома, раздражения мозговых оболочек возникает сильные головные боли, тошнота с рвотой, состояние бреда или возбуждения.

Подобными осложнениями чаще всего могут подвергаться дети, с ослабленной нервной системой в результате перенесенных родовых травм, сотрясений мозга, склонностью к судорожным состояниям.

Когда у ребенка начинается грипп, первое и необходимое это, — обеспечить, ему постельный режим и вызвать врача. Чаще давайте пить прохладные жидкости. При высокой температуре (38—39) градусов, обязательно положите на голову холодный компресс, и меняйте его. Можно использовать лед. Не надо согревать ребенка, укрывать. Помните, что это и вредно и бесполезно. Чаще проветривайте комнату.

Обычно ребенка при тяжелом поражении нервной системы (возникают судороги, теряется сознание) обязательно лечение в стационаре.

Теперь ученые разработали комплекс мер, помогающих успешно бороться с гриппозным нейротоксикозом. Иногда врач предлагает срочно сделать спинномозговую пункцию. Она необходима для того, чтобы определить, развилось ли раздражение мозговых оболочек в связи с гриппозной интоксикацией или ребенок заболел менингитом. Точный диагноз определит и правильное лечение. Спинномозговая пункция к тому же имеет не только диагностическое, но и лечебное значение: уменьшается внутричерепное давление, и ребенку сразу становится легче.

Как правило, в больничных условиях удается быстро добиться уменьшения грозных проявлений токсикоза, и ребенок выздоравливает. Но и после выписки у него может пока сохраняться, потливость, слабость, скачки давления.

Если лечение в стационаре не потребовалось, и ребенок остался дома, надо очень внимательно выполнять все назначения врача.

Необходимость постельного режима обязательна не только при повышенной температуре, но и несколько дней после того, как она стала нормальной.

Учтите: ребенку могут быть неприятны слишком яркий свет, громкие, резкие звуки. На абажур, если лампа стоит у постели, набросьте какой-нибудь платок; не включайте на полную мощность радио, телевизор, не гремите посудой, мебелью.

Необходимо тщательно проветривать комнату. Лучше всего, если форточка будет приоткрыта все время, но кроватку поставьте так, чтобы ток холодного воздуха не попадал прямо на нее.

Пища должна легкой, жидкой или полужидкой, состоящая из фруктовых соков, компотов, кефира, овощных пюре, мясных суфле, бульонов. При этом не сильно горячие — прохладное питье будет ему приятнее.

Если малыш вялый, не хочет ни слушать сказок, ни играть, — не досаждайте его. Покой и тишина больше способствуют восстановлению сил.

Спокойной игрой, чтением, сказками займитесь позже, с улучшением самочувствия. Ухаживая за ребенком, надевайте марлевую маску.

После выздоровления оберегайте ребенка от острых респираторных заболеваний, ангины.

Нельзя сразу после гриппа, протекавшего тяжело, делать профилактические прививки. На сколько их отложить, решат педиатр и невропатолог, наблюдавшие больного.

Обычный образ жизни должен возвращаться постепенно. Постельный режим на день-два смените полупостельным, а затем уже разрешите с утра до вечера быть на ногах. Весьма желательно, однако, сохранить на одну-две недели послеобеденный сон и увеличить продолжительность ночного сна.

В распорядок дня выздоравливающего обязательно входят прогулки. Чем больше ребенок бывает на свежем воздухе, тем лучше он спит, а спокойный и длительный сон ему сейчас необходим.

Хорошее, успокаивающее действие оказывают теплые (36—37 градусов) хвойные ванны.

Ребенка школьного возраста не спешите отправлять в школу и, главное, не настаивайте на том, чтобы он сразу стал усиленно заниматься, наверстывать упущенное: его нервная система еще не настолько окрепла, чтобы дополнительная нагрузка была ему по силам. Наоборот, лучше договориться с педагогом и школьным врачом о том, чтобы ребенку предоставили на некоторое время дополнительный выходной день. Не делайте ему выговоров, если в первые недели после болезни ухудшатся отметки, снизится внимание, усидчивость. Все это — следствие гриппа.

Педагогам надо учитывать особенности состояния ученика, перенесшего тяжелый грипп. Надо считаться с его повышенной нервозностью, утомляемостью, уязвимостью. Это явления временные, и чем мягче вы будете относиться к ребенку, тем скорее они пройдут.

Ребенка, пока он не окрепнет окончательно, лучше освободить от занятий в кружках, дежурств по классу и других поручений. Временно надо воздержаться от посещений кино, театра, цирка.

Постепенно следует ему начинать посещать уроки физкультуры. Но упражнения с высокой эмоциональной и физической нагрузкой пока противопоказаны. Продолжительность такого режима определяется врачом.

Уберечь детей от гриппа нелегко — ведь для того, чтобы заразиться, достаточно самого кратковременного контакта. Тем не менее, профилактика этого заболевания с каждым годом становится все более реальной.

Ни на один день не прекращаются поиски и испытания новых профилактических средств. Ученые постоянно работают над усовершенствованием противогриппозных вакцин для детей и взрослых. Во время вспышек гриппа в детских коллективах уже с успехом применяются специальный противогриппозный гамма-глобулин, интерферон и другие современные противогриппозные препараты. В семье же надо всячески ограждать ребенка от контакта с больными.