Вы сейчас просматриваете Умения и навыки ребенка в полтора года

Ваш малыш растет буквально не по дням, а по часам. Каждую неделю в его арсенале прибавляются какие-то совершенно привычные и незаметные для нас, взрослых, умения. А что же, согласно нормам развития, должен уже уметь ребеночек делать самостоятельно к полутора годам своей жизни?

полтора года навыки

Содержание статьи

Движения

Конечно же, это понятия условные. Но к этому возрасту объем навыков малыша уже может быть значительным по меркам только начавшего длинный жизненный поход человечка. В 18 месяцев малыш уже должен самостоятельно стоять на ровной поверхности, делать уверенные шажки, не теряя равновесия, может идти как по направлению вперед, так и обходить, сворачивая препятствия или ходить по кругу.

К этому моменту взрослые могут показать малышу, как самостоятельно переступать через небольшие камешки на дороге, тротуарный разделитель, ямки, небольшие горбики и тому подобное. Ребенок уже в состоянии такое повторить за взрослым.

На лестничной площадке, при помощи родителей, малыш уже должен уметь, может и слегка потаптываясь на месте, подниматься и спускаться ступенечками, а на улице – взбираться и сходить с небольших подъемов или холмиков.

Научившись ходить по лестнице, малыш вполне в состоянии лазить вверх по навесной лесенке, правда спускаться ему может помочь еще только кто-то из взрослых.

Из других навыков физического развития полуторагодовалый кроха должен иметь в своем арсенале способность без чьей-либо помощи находить стульчик или невысокую лавочку, самостоятельно присаживаться на него и сидеть ровно, не соскальзывая. Кажется, что в таком возрасте еще рано говорить о таких, на первый взгляд, сложных процессах адаптации маленького человечка к объектам инфраструктуры, но на самом деле, это возможно.

Если на улицу вместе с игрушками вы берете с собой маленький мячик, ребенок вполне в состоянии взять его в ручки, подбросить вверх или в сторону, буцнуть вперед. Возможно, ребенок делает это еще не осознанно, но сам процесс того, что он может физически воздействовать на этот предмет, его развлекает и радует.

Мышление

В домашних условиях в процессе поглощения пищи за обеденным детским стульчиком ребенок уже должен самостоятельно держать в ручке свою ложечку и питаться пюре или кашками уверенно, без помощи мамы или папы, бабушки. Это же правило касается напитков – свою кружечку с небольшим количеством содержимого ребенок может держать и нормально пить из нее.

Он должен уже осознавать, когда мама его о чем-то просит. К примеру, отдать ей то, что он держит в руках, взять с ее рук что-либо легкое, возможно, печенье или платочек. В этом возрасте малыш уже подает признаки того, что его что-то беспокоит: грязный памперс, облитые соком штанишки или кофточка. Обычно такое недовольство проявляется путем простых реакций: плача, ворчания, ерзания в кроватке или коляске, активного помахивания руками или ногами.

Во время развивающих игр малыш уже вполне способен выбрать из пары предметов, кардинально отличающихся по форме друг от друга жестом тот, который вы ему предложили найти. Или увидев изображение какой-то фигуры на картинке, разыскать ее среди всех, лежащих на полу или столе.

Если вы положите на стол перед ребенком один большой мячик, а другой маленький, и попросите его указать на больший предмет, кроха сможет это выполнить. В полтора года ребенок может понемногу осваивать развивающую игрушку «Подбери под отверстие», которое на сегодня пользуется большой популярностью у мам. Он еще не может подобрать верный вариант, но уже старается это сделать. Такие действия отлично развивают мелкую моторику ручек малыша.

Дите начинает в этом возрасте знакомиться и понимать основы цветовой гаммы. Из двух-трех цветов различных оттенков спектра он может отличить, к примеру, красный от синего, и указать на определенный из них по вашей просьбе. Прекрасным способом цветопередачи и цветового восприятия для ребенка являются цветные карандашики или фломастеры. Ребенок в 1,5 года уже рисует на листе бумаги черточки, карлякули, волны, завитушки, уверенно держа при этом карандаш в руке. Правда, оставлять одного при таких «уроках рисования» малыша не следует – он может пораниться пишущим предметом.

Речь

Восемнадцатимесячный крошка уже активно познает мир, его звуки, узнает голоса не только мамы, но и всех членов семьи. Пытается и сам произносить слова, которые характеризуют его представление действительности. Обычно к этому возрасту в копилке его словарных достижений значится от десяти до сорока элементарных слов или их подражаний, из которых он уже строит свои первые односложные предложения. Ими могут стать что-то наподобие «мама ам».

Свою речь ребенок уже сопровождает активной жестикуляцией, пытаясь ею дополнить то, что он не в состоянии выразить. Он реагирует, если вы к нему обращаетесь, понимает собственное имя. Может по-своему отвечать на вопросах об окружающих существах и предметах, если видит их вживую: «Кто это с ушами, лапами и короткими ушками?». Ответ звучит обычно как: «Мяу». – Правильно, кися.

Миновав свой первый день рождения, кроха уже способен выдавать слова, состоящие из трех слогов и заканчивающиеся на гласные: «Калова», «Макака». Может выполнить просьбу взрослого, если она подразумевает двойной процесс: «Брось каку и иди сюда!». Внятно слушает, когда вы ему читаете сказки или рассказываете размеренным темпом стихи, пытается повторить знакомые слова.

В полтора года ребенок уже по настоянию родителя может отличить части своего тела, где рука, где нога, нос, животик, и в случае неприятных ощущений, указать, где болит. Кроха умеет по просьбе сдувать одуванчик, с интересом рассматривает лица прохожих и реагирует на привлекательные с его точки зрения улыбкой или воодушевлением.

Приблизительно такие навыки считаются приемлемыми для развития ребенка в полтора года. В случае, если какие-либо существенные из них ребенок до сих пор так и не освоил, рекомендуем обратиться к педиатру, который тщательно осмотрит младенца на предмет отставания в развитии.