Вы сейчас просматриваете За что и как можно наказывать ребёнка?

Тема дисциплинарных мер по отношению к детям самый, пожалуй, обсуждаемый и спорный предмет в воспитании. Не всегда то, что действенно в одной семье, приносит свои плоды в другой. Этому есть много объяснений. Самое очевидное из них – все дети разные.

За что и как можно наказывать ребёнка

Так как же научить ребёнка хорошему поведению, как сделать так, чтобы совершённые проступки не повторялись вновь, и при этом никак не навредить своему чаду и не испортить взаимоотношения с ним?

Советы психологов: когда внедрять слова «нет» и «нельзя»

Несмотря на уникальность каждого ребёнка и различия семейных традиций, общие советы и рекомендации психологов всё же существуют.

Начать стоит с того, что применять дисциплинарные меры по отношению к малышам до 2-х, иногда 3-х лет не имеет никакого смысла. На этом этапе развития дети не способны уловить ни причинно-следственных связей, ни, тем более, сделать хоть какие-нибудь выводы.

Зато в этом возрасте внимание детей обладает такой особенностью, как быстрое переключение с одной ситуации на другую. То есть, если кроха пытается с помощью карандаша докопаться до сути электрической розетки, не нужно ругать его, пытаться объяснить опасность таких действий или шлёпать – всё это не даст требуемого результата, а вызовет море слёз и ещё больший детский интерес к непонятной штуке на стене.

Лучший способ прекратить опасную игру – предложить взамен что-то не менее интересное, но абсолютно безопасное, и малыш очень быстро позабудет о розетке. Но для того, чтобы научить ребёнка словам «нет» и «нельзя» описываемый возраст – самое время.

За что наказывать ребёнка не следует в любом возрасте

  • За стремление изучать мир (разобрал настенные часы, насобирал ненужного мусора во дворе);
  • За характерные для возраста или физиологии оплошности (отсутствие внимания, памяти и усидчивости, неумение пользоваться горшком, нежелание спать по режиму);
  • За неловкость и неосторожность присущие детям (испачканная на прогулке одежда, разлитая на кухне вода или сок).

Если к ребёнку применять дисциплинарные меры за что-то из указанного списка, то есть риск вырастить нерешительного, безынициативного, неудачливого человека.

Наказывать можно и нужно за поступки, которые нарушают установленные и оговоренные правила. Но даже в этом случае перед тем, как вынести приговор, следует выяснить причины совершенного злодеяния. Возможно проступок совершен исключительно из благих намерений, нужно давать ребёнку высказаться в свою защиту.

Злодеяние доказано, смягчающих обстоятельств нет. Какие способы наказания применить?

  • Во-первых, любое наказание должно быть конструктивным. То есть ребёнок должен понять, за что он наказан и как вести себя впредь, чтобы не получилось рецидива.
  • Во-вторых, наказание не должно быть прилюдным и унижающим достоинство, ругать нужно не ребёнка, а проступок.

Вот несколько способов наказания, которые можно взять на вооружение:

  • Ограничить доступ к гаджетам и телевизору;
  • Заставить исправлять результат проступка (чинить, отмывать, извиниться, если кого-то обидел);
  • Принудить к «общественным работам» (например, внеочередная уборка).

Для маленького ребёнка подойдёт наказание «тайм-аут»: на пару-тройку минуток оставить одного в комнате без игрушек и гаджетов. Если ребёнку три года, оставить его можно не более, чем на три минуты, если четыре – на четыре минуты и т.д.

Для детей подросткового возраста неплохим наказанием будет предоставление возможности самому расхлёбывать последствия злодеяния, если это, конечно, не угрожает его жизни или здоровью.

В качестве заключения, стоит заметить, что у плохого поведения всегда есть причина. Эту причину, во что бы то ни стало, родители должны выяснить. Зачастую, все детские злодеяния совершаются по двум причинам: желание привлечь внимание слишком занятых родителей и подражание не особо порядочным авторитетам. Добрыми стают от любви, а злыми и агрессивными – от её недостатка