Вы сейчас просматриваете СДВГ: синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — широко распространенное заболевание, которое начинается в детстве и может сохраняться во взрослом возрасте. В чем оно проявляется?

Высокая подвижность ребенка, неусидчивость, неуклюжесть, рассеянное внимание доставляют много хлопот родителям и педагогам и ведут к возникновению проблем дома и в школе. Научные исследования показывают, что в России почти каждый 10 ребенок страдает СДВГ. По разным данным, мальчики подвержены этому расстройству в 3–4 раза чаще, чем девочки.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – специфическое расстройство, чаще всего, возникающее в детском возрасте, приблизительно до 5 лет. Оно характеризуется триадой основных симптомов:

  1. Нарушением внимания.
  2. Повышенной двигательной активностью.
  3. Импульсивностью, т.е. в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или настроения.

Нарушение внимания проявляется, как правило, в том, что ребенок не способен к деятельности, которая требует от него сосредоточенного внимания, так как не может сконцентрироваться на выполняемой задаче. Такие дети не могут долго ждать или терпеть. Хотя в некоторых случаях, когда они заняты интересным делом, увлеченность помогает сохранять внимание достаточно долго.

Повышенная двигательная активность проявляется в постоянном движении. Часто родители говорят о них, что они «как заведенные». Постоянно ерзают, не могут усидеть на месте, руки и ноги «ходят ходуном». В школе это приводит к тому, что они своим поведением мешают проводить уроки и получают прозвище «трудный ребенок».

Импульсивность характеризуется тем, что невозможно проследить мотивы и логику их поведения. Они перескакивают от одного занятия к другому, вмешиваются в разговоры взрослых, отвечают на вопросы, не дослушав до конца.

Притом, что интеллектуальное развитие таких детей остается на высоком уровне, у них часто возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, проблема связана с завершением начатого дела и соблюдением дисциплины. Учителя отмечают их негативное влияние на других учеников во время учебного процесса.

У детей, страдающих СДВГ, достаточно часто, может развиваться агрессивное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное и тревожное состояние. Течение СДВГ отмечается большой индивидуальностью и, на практике, симптоматика постепенно ослабевает к 12–20 годам.

Хотя в 15–20% случаев проявления расстройства могут сохраняться на протяжении всей жизни, правда, в стертых проявлениях. У взрослых симптоматика может проявляться в виде слабо развитых организационных навыках, неумении ставить и добиваться целей, проблем с работой. Проблемы во взаимоотношениях, низкая самооценка и склонность к зависимостям также может свидетельствовать о СДВГ.